История
(по материалам книги Ю. М. Коссого
"50 лет нижегородскому
троллебусу")
27 июня 1947 г. Открытие троллейбусного движения в
г. Горьком. Постройка депо (пока еще без номера) на 10 машин (МТБ-82) по ул. Лядова.
Обслуживается единственный маршрут №1 "Площадь Минина - Площадь 1
Мая (Горького)" (длина 2.6 км). Начальник депо - В. Я. Дейчман
Конец 1947 г. Маршрут №1 продлевается до площади
Свободы по ул. Фигнер (Варварской)
1948 г. После выноса трамвайных путей организовано
троллейбусное движение по ул. Полевой (Горького). Маршрут №1 стал кольцевым.
1954 г. Построена первая очередь троллейбусной
линии по Арзамасскому шоссе до макаронной фабрики (конечная была в районе
теперешней остановки "Гостиница "Ока"). Организован маршрут №6
"Площадь Минина - Макаронная фабрика"
1955 г. Построена вторая очередь троллейбусной
линии по Арзамасскому шоссе до Нового Поселка (район теперешнего кинотеатра
"Электрон"). Маршрут №6 продлен до новой конечной.
1956 г. Построена третья очередь троллейбусной
линии по Арзамасскому шоссе до Старого Поселка (район завода им. Ленина)
Троллейбус в нагорной части впервые обошел трамвай в обслуживании вылетного
направления из центра города. Маршрут №6 продлен до новой конечной.
1961 г. Реорганизация структуры предприятия -
троллейбусные депо №1 и №2 слиты в объединенное троллейбусное депо. Начальник
- И. А. Игнатов
1961 г. Прибытие в депо №1 первой партии новых троллейбусов
ЗиУ-5. После непродолжительной эксплуатации они были переданы в депо №2 из-за отсутствия
необходимых условий для их технического обслуживания.
1962 г. Начало внедрения бескондукторного метода
обслуживания пассажиров.
1963 г. Реорганизация структуры предприятия -
обратное выделение троллейбусного депо №1 в самостоятельную структурную
единицу. Начальник - К. П. Проданович.
1963 г. Постройка новой троллейбусной линии по
ул. Бекетова до пересечения с ул. Нартова. Организован новый маршрут №9
"Площадь Минина - ул. Нартова".
1968-69 гг. Троллейбусная линия по пр. Гагарина
удлинена до Сельхозинститута. Маршрут №6 продлен до новой конечной.
1 мая 1970 г. Удлинение линии по ул. Бекетова до
Стройплощадки (теперь пл. Советская). Маршрут №9 продлен до новой конечной.
1 мая 1971 г. Удлинение линии по пр. Гагарина до
Щербинок. Реорганизация маршрутной схемы - введен маршрут №13 "Площадь
Минина - Щербинки". Маршрут №6 ограничен Старым Поселком.
15 сентября 1971 г. Постройка новой линии по ул.
Ванеева до Стройплощадки. Реорганизация маршрутной схемы - введены маршруты №16
"Стройплощадка - Старый Поселок" (продленный вскоре до Щербинок) и
№17 "ул. Горького - Стройплощадка"; изменены маршруты №6 и №9,
направленные по вновь образовавшемуся кольцу ул. Бекетова - ул. Ванеева -
ул. Фигнер, ул. Свердлова, пр. Гагарина.
1971 г. Взамен безвременно скончавшегося К. П.
Продановича начальником депо назначен А. К. Кузнецов.
1971 г. "Второе пришествие" в депо троллейбусов
ЗиУ-5 (в свете предстоящего переезда депо на новую территорию).
Осень 1972 г. Троллейбусное депо №1 первым в городе
получило новую модель троллейбуса ЗиУ-9.
1972-73 гг. Переезд депо №1 в новое здание на ул.
Ивлиева в Лапшихе. Демонтаж служебного участка контактной сети по ул. Лядова
до старого месторасположения депо. Постройка подходов к депо и новой
троллейбусной линии в Кузнечиху.
1975 г. Уход с линии последнего троллейбуса МТБ-82.
Постановка этой машины на вечную стоянку.
1975 г. Начальником депо назначен П. Г. Зырянов.
1976 г. Удлинение троллейбусной линии вглубь
Кузнечихи. Маршрут №17 продлен до новой конечной.
1981 г. Удлинение троллейбусной линии вглубь
Кузнечихи. Маршрут №17 продлен до новой конечной.
1982 г. Демонтаж контактной сети по ул. Свердлова
после превращения ее в пешеходную. Закрыт маршрут №1.
1983 г. Уход с линии последнего троллейбуса ЗиУ-5.
Постановка этой машины на вечную стоянку.
1985 г. Начальником депо назначен А. А. Муштаков.
1987 г. Начало строительства троллейбусной линии по
ул. Родионова.
1989 г. Завершение строительства последнего участка
троллейбусного Кузнечихинского кольца. Реорганизация маршрутной схемы -
маршруты №9 и 17 сделаны полукольцевыми навстречу друг другу от пл. Минина по
ул. Ванеева и далее по Кузнечихинскому кольцу. В связи с затянувшимся
строительством подземного перехода у Дворца Спорта маршрут №6 укорочен до
Дворца Спорта, разорвана контактная сеть между пр. Гагарина и ул. Бекетова.
Маршрут №16 временно отменен.
1989 г. Начальником депо назначен А. И. Колесов.
1992 г. Завершение строительства подземного
перехода у Дворца Спорта. Восстановление контактной сети между пр. Гагарина и
ул. Бекетова. Маршруты №6 и №16 функционируют по штатному расписанию.
1 октября 1993 г. Завершение строительства троллейбусной
линии по ул. Родионова до микрорайона Верхние Печеры. Организован новый
маршрут под старым №1 - "Площадь Минина - м/р-н Верхние Печеры".
1997 г. Празднование 50-летия нижегородского
троллейбуса. Начало большой работы по капитально-восстановительному ремонту (КВР)
старых троллейбусов на нижегородских предприятиях "Сокол" и
"Нижтрол". Восстановление музейных МТБ-82 и ЗиУ-5.
1998 г. Снова введена кондукторская продажа билетов
пассажирам.
1998 г. Постройка новой троллейбусной линии по ул.
Бринского между Лапшихой и Верхними Печерами. Организован новый
маршрут №21 - "Кузнечиха - м/р-н Верхние Печеры", продленный
впоследствии до пл. Горького.
2000 г. Последние новые троллейбусы в первом депо -
8 ЗиУ-9Г с завода имени Урицкого и 1 БКМ-201 производства минского
"Белкоммунмаша".
декабрь 2001 г. Начальником депо назначен Н. А. Титов.
2001-03 гг. Продолжается КВР старых троллейбусов,
маршрут №21 стал "фантомным" - он все еще значится в списках депо,
но на него не выходит ни один троллейбус. Значительно упал выпуск машин
на другие маршруты.
2004 г. Выпуск машин на линии удалось увеличить и
стабилизировать, но ввиду невнимания городских властей к проблемам
электротранспорта положение предприятия остается тяжелым. С активным участием
сотрудников депо и его музейных машин впервые проведен международный съезд
любителей городского электротранспорта.