12 сентября в Нижнем Новгороде состоялся парад исторических вагонов, приуроченный к открытию движения по частично реконструированным путям городского кольца (маршрут №2). Изначально это событие планировалось провести в рамках Дня Города, но трагические события в Беслане привели практически к полной отмене всех ранее намечавшихся мероприятий. К счастью, это не коснулось трамвайного парада.
Итак, приехав около 10 часов утра на Чернопрудненское кольцо, автор этих строк первым же делом обнаружил... комитет "Москвичи за трамвай" в достаточно полном составе во главе с председателем и лишь потом увидел стоящие в Чернопрудненском переулке две "Татры" и один поезд из КТМ-5, предназначенные для конкурса детского рисунка. По всей видимости, это один из последних, если не самый последний случай использования рельсов переулка для трамвайных надобностей. Напомним, что в ходе реконструкции путей Чернопрудненского кольца была убрана противошерстная стрелка, ведущая в одноименный переулок, но пошерстная на другом его конце осталась. Задним ходом все упоминавшиеся выше вагоны и зашли в образовавшийся тупик. После осмотра этого тупика объединенная группа трамвофанатов вышла на пересечение ул. Большой Покровской трамвайными путями. В это время там еще ничто не напоминало о предстоящем событии, за исключением несколько повышенного (но не чрезмерного) количества стражей правопорядка. Обсуждая последние новости, трамвофанаты провели порядка 15-20 минут и наконец заметили выезжающий со стороны ул. Алексеевской рельсотранспортер, адаптированный под самоходно-оркестровую установку.
Внимание тотчас же переключилось на выезд с Алексеевской. Оттуда через небольшие интервалы последовали репликар исторического трамвая (его истинный тип вызывает споры до сих пор, в прошлой жизни он был ногинским БФ, но здесь это не суть важно), РВЗ-6 №2830, МТВ-82 №1547, КМ-1 №162, ЛМ-49 №687 и КТМ-8КМ №1228. Пока из действующих музейных вагонов отсутствовал лишь Х из депо №2. Одновременно по внутреннему кольцу выстраивались трамваи для открытия обычного линейного движения, в их числе был и второй новый КТМ-8 за №1227. После беглого фотографирования всех раритетов внимание присутствовавших обратилось на прибывших к месту мероприятия важных персон: руководителей из департамента транспорта и связи городской мэрии, начальников МУП "Нижегородэлектротранс" и трамвайных депо города Нижнего Новгорода и, конечно же, на почетного гражданина Нижнего Новгорода Юрия Марковича Коссого. В течение многих лет он был бессменным руководителем трамвайно-троллейбусного хозяйства города Горького и в значительной мере благодаря ему до наших дней сохранились экспонируемые в тот день раритеты. Последующие полчаса прошли в бурной дискуссии, касавшейся различных аспектов функционирования нижегородских трамваев в настоящий момент и в ближайшем будущем. Не всегда точки зрения дискутирующих сторон совпадали, некоторые темы породили еще больше вопросов, нежели чем ответов на них. Были заметны и различия в видении отдельных проблем в точках зрения чисто трамвайщиков и сотрудников департамента транспорта и связи (которые курируют не только трамвай, но и любой другой вид городского транспорта). Однако обсуждение носило конструктивный и открытый характер, в результате чего обе стороны могли почерпнуть много полезного для себя. Тем временем по всем вагонам прошлись кинологи местного спецназа с обученными для поиска взрывчатки овчарками. Ничего подозрительного обнаружено не было. Несколько раньше весь коллектив трамвофанатов познакомился с двумя представителями нижегородской деловой жизни, без которых проведение парада было бы невозможным делом (посетители Форума "Московского Трамвая" - в дальнейшем Форумяне - знают их под коллективным псевдонимом КоньОгонь). Именно за их личный счет был проведен капитальный восстановительный ремонт трамвая КМ и серьезная подготовка других вагонов к параду. Поскольку трамвайное хозяйство Нижнего Новгорода фактически находится на голодном пайке со стороны городской администрации, то помощь бизнесменов в реставрации вагонов была более чем кстати. Все присутствовавшие горячо поблагодарили их за огромный личный вклад в дело сохранения и популяризации трамвая в нашем городе. В ходе дружеского разговора было подтверждено намерение достойных бизнесменов продолжить реставрацию исторического подвижного состава и двигаться навстречу организации музея электротранспорта в Нижнем Новгороде. В добрый путь!
Около 11:30 на рельсотранспортере заиграл оркестр - прибыл мэр города В. Е. Булавинов. После непродолжительного осмотра исторических вагонов с импровизированной трибуны он зачитал приветственную речь, после него выступило еще несколько персон. Автор этих строк в это время не преминул ознакомиться с некоторыми эксплуатационными и техническими аспектами трамвайного дела у ветерана 3-его депо Владимира Николаевича Цимбалова. Владимир Николаевич! Огромное Вам спасибо за терпение и подробные ответы на самые разные "трамвайные" и "околотрамвайные" вопросы. 28 мая сего года Владимир Николаевич уже вывозил куда более представительную группу трамвофанатов на ЛМ-49, 12 сентября ему был доверен свежевосстановленный КМ. Но время официальной части закончилось, оглушительным звоном все собравшиеся трамваи приветствовали открытие движения по городскому кольцу. Первым двинулся рельсотранспортер, за ним репликар. Навстречу мелькнула "Татра" Т6В5, буксировавшая вагон Х. И у автора это было первое и последнее явление Х ему 12 сентября 2004 года.
Большинство Форумян осело в следующем РВЗ-6. Этот вагон за №2830 еще 7 сентября перевозил пассажиров по третьему маршруту, но был снят с эксплуатации, отремонтирован и покрашен. Все однозначно утверждали, что будет продолжена эксплуатация второго вагона за №2832 из системы, где головным был №2830. После наварки рамы №2832 клятвенно обещали вернуть на линию, но ... в декабре 2004 года были поданы документы на его списание. Поэтому более чем вероятен перевод №2832 в источник запчастей для оставшихся РВЗ-6 в Нижнем Новгороде. Сам же №2830 сильно преобразился - вместо ядовитой зеленой окраски он получил родную желто-вишневую, с одного из служебных вагонов специально для него сняли эмблему РВЗ. Начищенная до сияния она возвращала вагон в далекие года его молодости (заметим только, что этот РВЗ поступил на баланс горьковского ТТУ в 1980 году и такой эмблемы уже не имел, но это неважно - трамвай получился собирательным образом всех РВЗ, работавших в Горьком). И действительно, вагон словно вспомнил молодость! С его исключительно мягким ходом он катил по Ильинке даже с ветерком (организаторы мероприятия предусмотрели всего лишь три остановки на городском кольце - у ДК Свердлова, Средного рынка и площади Сенной). Уже спустя какое-то время после парада №2830 получил неофициальный статус "музейно-линейного" и вернулся к работе на маршруте №3 (9 мая 2005 года окончательно передан в музей).
У Средного Рынка "организованная толпа" трамвофанатов пересела на МТВ-82. С поездки 28 мая 2004 года вагон не изменился, только помыли перед выкатом. Из-за многочисленных светофоров по улице Белинского и каких-то проблем у впереди идущего репликара продвижение было медленным и к площади Сенной Форумяне пересели на КМ. Вот где наступила череда ахов, охов и вздохов - практически всем присутствовавшим он был знаком в несколько ином ... прогнившем... качестве во время визита 28 мая. Здесь же он буквально сиял свежей краской, отделкой и лакировкой. Да и ход у него был весьма плавный, при том что ходовая часть осталась "родной", с 30-ых годов прошлого века. Уважаемые КоньОгонь! Огромное Вам спасибо за приведение КМ в божеский вид. Немудрено, что пробиться вовнутрь сквозь его узенькие дверцы было весьма затруднительно - КМ явно исполнял роль "примадонны" в составе актеров этого парада. С самого начала и до самого конца в нем не было отбою от желающих проехаться. Так в тесноте и завершили круг, вернувшись на Черный Пруд.
Следующим пунктом был уже хорошо знакомый Форумянам ЛМ-49. Он также не изменился с мая месяца, но было несколько странно видеть его в верхней части города, где ЛМ-49 никогда не ходили. Тем не менее, ЛМ-49 показал более чем изрядную прыть по Ильинке, начав второй круг. У Средного Рынка очередная пересадка - в новенький КТМ 71-608КМ. Вагоны этого типа для Нижнего не новость, но №1228 заслуживает самых теплых слов усть-катавским вагоностроителям: удобные кресла, красивые внутренние световые линии люминесцентных ламп. Напольное покрытие сменилось с резины на линолеум, а вся отделка салона была выдержана в простом белом цвете - но это очень гармонирует со всем обликом вагона. Сам же вагон окрашен в приятное сочетание белого и светло-кремового цветов. Так в этом трамвайчике мы и доехали снова до Сенной площади. Здесь настала пора расставания - гости-трамвофанаты Нижнего решили выйти, чтобы заснять ретровагоны на фоне примечательных зданий города. Вернувшись на Черный Пруд, КТМ-8 влился в поток возобновленного линейного движения. Вновь пересев на ЛМ-49, автор добрался до площади Лядова, куда уже повернул КМ. Там еще раз удалось встретиться с Форумянами и Владимиром Николаевичем Цимбаловым, чтобы снова сказать "до свидания!" - КМ-1 возвращается в депо. Уже направляясь к остановке 5-ого маршрута для поездки домой, автор внезапно увидел тоже возвращающийся домой РВЗ-6 №2830 с репликаром в качестве прицепа. Отсалютовав ему и КМ напоследок пришлось чуть ли не вприпрыжку бежать до линейной "Татры" 5-ого маршрута. Парад по сути дела закончен, хотя МТВ-82 и ЛМ-49 отправились на завершение последнего своего круга по городскому кольцу.
И еще несколько впечатлений от всего мероприятия в целом. Во первых, было довольно интересно наблюдать за реакцией обычных людей как внутри, так и снаружи вагона. Честно могу сказать, что людям престарелого возраста было так сказать "по фонарю": "у вас праздник, а нам ехать надо!". После чего следовала попытка забраться в вагон и достаточно бурные излияния по поводу отсутствия остановок. Люди среднего и пожилого возраста встречали вагоны улыбками, часто сожалея, что из-за отсутствия остановок не могут прокатиться на таких замечательных трамвайчиках. Молодежь (часто парами) смело залезала внутрь и, может быть, для кого-то из парней с девушками РВЗ-6 или ЛМ-49 станет тем самым трамваем "Желание". Подростки же зачастую просто не понимали, что это такое тут едет. А для детей это был просто праздник, тем паче что в салонах трамваев было несколько детских иллюстрированных книжек про трамвай Юрия Марковича Коссого. В общем парад удался, будем с нетерпением ждать повторения, только не помешает принять во внимание ряд вещей, чтобы в будущем избежать досадных накладок.
Так, судя по всему, многие люди ничего о проведении парада не знали и пришли на остановки с обычной целью повседневных поездок. Естественно, что для них парад был только к неудовольствию, поскольку в достаточно большой период времени не было линейного движения. Видимо сказалось просто отсутствие информации о параде по телевидению, поскольку ранее прошло сообщение, что все мероприятия Дня Города отменены. Явно не помешала бы и расклейка объявлений с указанием, что с 10:00 до 13:00 в связи с проведением парада изменяется схема линейного движения, как это принято в Москве. Надеемся, что в следующий раз все это будет учтено, к общему удовольствию всех граждан нашего города. А так одна из целей парада была все-таки достигнута - показать городской администрации, что трамвай жив, готов трудиться на благо горожан и что надо бы уделять ему побольше внимания.
Анатолий Сорокин, Нижегородский трамвай
Транспорт Нижнего Новгорода и области
Copyright © 2005 - 2016