Нижегородский трамвай » Открытие музея ГЭТ 9 сентября 2005 г.
Анатолий Сорокин
9 сентября 2005 года станет в своем роде уникальной датой в Нижнем Новгороде открылся первый в России музей городского электротранспорта. Путь к этому был очень долог, да и сейчас состояние дел нельзя назвать завершающим. Но тем не менее самую главную задачу можно считать решенной - музей получил официальную (как моральную, так и финансовую) поддержку администрации города и лично главы города Вадима Евгеньевича Булавинова. Не секрет, что первая попытка создания музея в Нижнем Новгороде в начале 1990-ых годов провалилась из-за изменившихся взглядов тогдашнего руководства города на его необходимость. Даже 100-летие нижегородского трамвая в 1996 году и 50-летие нижегородского троллейбуса в следующем не продвинули дело с мертвой точки. И только в 2004 году благодаря усилиям ряда энтузиастов, в особенности С. В. Пэрна, удалось добиться продвижения в вопросе создания музея. Не один месяц ушел на сбор необходимых средств (из-за чего открытие дважды переносилось на более поздние сроки), но к сентябрю 2005 года первая фаза в создании музея была завершена.
На этой стадии было выбрано место для музея на территории депо №1, сооружена площадка под экспозицию подвижного состава, проведен наружный ремонт экспонатов. Увы, не обошлось без потерь - при постановке на глухие музейные рельсовые ветки получили повреждения вагоны Х и РВЗ-6, однако к 110-летию нижегородского трамвая в 2006 году запланирован серьезный их ремонт. Из-за необходимости сохранить рельсовые пути депо №1 нетронутыми и избежать вырубки многолетних берез изначальный план размещения музейных путей не прошел, а площадка вышла тесноватой; пополнить ее еще одним экземпляром сейчас представляется затруднительным. А планы по расширению экспозиции существуют и есть надежда, что они останутся не только словами.
Большой объем работ и необходимость серьезного финансирования вынудил перенести ряд работ на более поздний срок: преобразование комнаты трудовой славы в депо №1 в музейное помещение; организацию постоянного штата музея; постройку крыши над площадкой; возможный ремонт несамоходных ЛМ-57 и РВЗ-7. Однако, на взгляд автора, открытие музея не было поспешным шагом к отчетной дате. В трудных условиях нынешнего времени, когда трамвай исчезает с улиц российских городов, музей может стать опорным пунктом для сохранения и развития трамвайной инфраструктуры в не столь уж далеком будущем. Тем более, что и сам Нижний Новгород не является беспроблемным местом в этом вопросе. Не стоит забывать и про троллейбус - который хоть и не подвергается яростным нападкам, как трамвай, но в ряде мест приведен в столь же плачевное состояние.
В итоге, к 9 сентября 2005 года на трех музейных рельсовых ветках стояли девять исторических трамвайных вагонов - репликары дореволюционного моторного и прицепного вагонов, довоенные трамваи Х и КМ, послевоенные МТВ-82 и ЛМ-49, стильный вагон начала 60-ых годов ЛМ-57, единственный уцелевший прототип перспективного трамвая РВЗ-7 и, наконец, завершивший трудовую карьеру в ноябре 2004 года РВЗ-6М2-НН. В троллейбусном уголке разместились машины марок МТБ-82 и ЗиУ-5. Непосредственно перед открытием они были покрашены и помыты, к ним были подготовлены пояснительные таблички (но и тут не без огрехов - ряд утверждений на них просто не соответствует действительности). Также отметим, что окраска ряда вагонов (например ЛМ-49 и ЛМ-57) воспроизводит ленинградские вагоны этих типов соответствующей эпохи. В Горьком вагонов такой расцветки не было. Однако музей позиционируется не только как локальный центр по истории горэлектротранспорта, но и претендует на всероссийское значение (особенно в свете "безжилплощадности" московской и петербургской коллекций замечательных исторических вагонов). В этом свете можно простить тот факт, что нижегородский музейный ЛМ-49 никогда не ходил в той окраске, которую сейчас имеет.
Общий вид музейной площадки со стороны выезда из депо Вход на музейную площадку расположен рядом с троллейбусным уголком Х, ЛМ-57 и РВЗ-7 (слева направо) расположены на глухой ветке №2 МТВ-82, ЛМ-49 и КМ (слева направо) стоят на ветке №3, являющейся тупиком рельсовой сети депо
Открытие состоялось в довольно свободной обстановке - ради такого мероприятия у пары классов средней школы отменили занятия, пришли ветераны предприятия во главе с Ю. М. Коссым, подтянулись нижегородские трамвофанаты. Московские гости планировали приезд днем позже, поэтому из иногородних гостей встречали только Евгения Хвалынского из Чебоксар, Олега Бодню из Краснодара, Михаила Кученева из Коломны и Владимира Вилла из Москвы, который решился приехать в Нижний чуть ранее своих земляков. Естественно, что присутствовали чины различных рангов из "Нижегородэлектротранса": начальник А. В. Коречков, директора депо №1 и №3 А. Зеленцов и А. Иванов, ряд других служащих предприятия. Параллельно музейным вагонам на служебной ветке депо задом наперед поставили еще два вагона - действующие КТМ-8КМ последнего выпуска и КТМ-19КТ, временно дополнив экспозицию музея образцами новейшего подвижного состава. И совершенно не представленными оказались самые многочисленные вагоны типов КТМ-5 и "Татра" Т3, как и более современный чешский трамвай Т3М (Т6В5).
До открытия 14 минут... Ради него у пары классов школьников отменили занятия Начальник МУП НЭТ А. В. Коречков и мэр В. Е. Булавинов выступают с традиционной речью Мэр доверяет разрезать столь же традиционную ленточку школьнице Лере Музей официально открыт!
Около 10:20 совершенно без всякой помпы и охраны в депо прибыла одиночная и ничем не примечательная "Волга", из которой к присутствующим присоединился мэр города Вадим Евгеньевич Булавинов. После краткого осмотра экспозиции под прицелами телекамер он вместе с главой "Нижегородэлектротранса" А. В. Коречковым выступили перед собравшимися с краткой речью. Вообще же мэр оказался в депо как на домашнем празднике (без галстука и в расстегнутом пиджаке!). Спросив у школьников нужен ли трамвай, он не удовлетворился вялым "Да" и потребовал повторить громче. Повторили так, что у вблизи стоящих уши заложило. После чего предложил одной из школьниц перерезать традиционную ленточку и прошел в компании ребятни на музейную площадку.
В сопровождении школьников мэр В. Е. Булавинов осматривает экспонаты Экскурсию для мэра (справа) и главы ДТиС (слева) проводит начальник "Нижегородэлектротранса" Репликар вызывает повышенный интерес мэра В. Е. Булавинова Затем в репликар гурьбой набиваются школьники
Пока последние с энтузиазмом лазили по открытым салонам и кабинам (а вот этого лучше было не делать - МТВ-82 оказался расторможенным и контроллер у него детишки выставили на ходовую позицию, так что при попытке подать напряжение у вагона сработала автоматика защиты, но обошлось); мэр с чинами из департамента транспорта и связи (включая его главу Грибова) и служащими "Нижегородэлектротранса" занимались обсуждением важным проблем. После чего мэр пообещал помочь в восстановлении и ремонте вагонов к 110-летнему юбилею нижегородского трамвая в следующем 2006 году.
Перед телекамерами А. В. Коречков, С. В. Пэрн, В. Е. Булавинов и Ю. М. Коссой Главный инженер депо №1 Бутузов отвечает на вопросы трамваефана В. Вилла
После ответов на вопросы присутствующих журналистов и сотрудников телекомпаний мэр незаметно покинул музейную площадку, у него в программе были еще сдача жилого дома в эксплуатацию и инспекция ряда мест ремонта городских объектов; начальство "Нижегородэлектротранса" вместе с ветеранами удалилось в административный корпус депо. Какое-то время автор этих строк выполнял функции экскурсовода для детей и представителей СМИ, после чего и те, и другие покинули площадку, на которой осталась немногочисленная кучка трамвофанатов. После краткого разговора с начальником "Нижегородэлектротранса" А. В. Коречковым трамвофанаты тоже покинули музей и на площадке остались только исторические трамваи и троллейбусы. Привлекавшиеся для участия в мероприятии КТМ-8КМ и КТМ-19КТ вернулись к своей обычной работе.
Вечером того же дня по новостным телепрограммам местных компаний "Сети НН", "Стрежень" и региональной передаче "Вести-Приволжье" были показаны краткие сюжеты об открытии музея. На День Города, 11 сентября, музейные вагоны МТВ-82 и ЛМ-49 "вспомнили молодость" - они работали на маршруте №2 в качестве линейных вагонов. Тем самым была подведена черта под первым этапом развития музея, который оказался выполненным по многим пунктам. Пожелаем теперь столь же успешного выполнения дальнейших планов по развитию музея.
Транспорт Нижнего Новгорода и области
Copyright © 2005 - 2016