История ГЖД

Железнодорожный транспорт » История ГЖД

Строительство Московско-Нижегородской дороги велось по двум направлениям: первое отделение - участок от Москвы до Владимира и второе - Владимир - Нижний Новгород. Вопрос о строительстве железной дороги был в основном решен летом 1857 года, и в середине сентября начались изыскательские работы. На участке Владимир - Нижний Новгород работы развернулись несколько позже, однако к началу 1860 года практически на всем протяжении строящейся дороги было завершено сооружение насыпи. Весной того же года началось строительство станционных зданий, локомотивных и вагонных сараев и жилых домов по линии Москва - Нижний Новгород.

В конце 1860 года работы на участке первого отделения были почти завершены, на некоторых перегонах уже курсировали рабочие поезда. Официальное открытие движения на интервале Москва - Владимир состоялось летом 1861 года. Строительные работы на участке второго отделения велись более медленными темпами, и окончательная сдача железной дороги в эксплуатацию состоялась 1 августа 1862 года. По своей протяженности новая, пятая в Российской империи, магистраль уступала лишь Николаевской дороге, связывающей Санкт-Петербург и Москву.

Ввод в эксплуатацию Московско-Нижегородской железной дороги стал заметным событием в экономической жизни страны. Ее значение трудно переоценить хотя бы потому, что это была первая магистраль, связавшая европейскую часть России с ее восточными районами.
От Московско-Нижегородской дороги и ведет отсчет своей истории Горьковская магистраль, образованная в своих нынешних границах в 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской железных дорог, в состав которых кроме Московско-Нижегородской входили другие старейшие железные дороги: Московско-Казанская, Вятско-Двинская и Северная, построенные в середине XIX века.

Уже тогда, в августе 1862 года значение новой магистрали было трудно переоценить. В  Российской империи, где природные, наиболее дешевые пути сообщения - реки, текут в меридиональном направлении, появилась дорога, соединившая европейскую часть страны с ее восточными районами. Московско-Нижегородская дорога стала пятой по счету линией сети железных дорог страны, в момент запуска уступавшей по протяженности лишь Николаевской дороге.

Горьковская железная дорога связывает Центральный, Северо-западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Услуги транспортных перевозок предоставляются шести республикам, входящим в состав Российской Федерации: Башкортостану, Марий-Эл, Мордовии, Татарстану, Удмуртии, Чувашии и девяти областям: Московской, Владимирской, Вологодской, Екатеринбургской, Кировской, Нижегородской, Пермской, Рязанской и Ульяновской. 205 административно-территориальных районов, где проживают более 14 млн. человек, пользуются услугами железной дороги.

В состав дороги входят 389 станций, 19 локомотивных и вагонных депо, 27 дистанций пути, 11 путевых машинных станций, 8 дистанций электроснабжения и 4 дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Приписной парк магистрали насчитывает 730 электровозов, 709 тепловозов, 85 паровозов, 32 дизель-секции, 21 автомотрису, 403 секции электропоездов и 1 799 вагонов.

Комментировать страницу

Быстрый доступ