СТАТЬЯ: Транспортная революция

Если планы властей будут реализованы, то уже в следующем году городской автобусный транспорт станет комфортнее и удобнее, а пробки на дорогах сократятся.

Если планы властей будут реализованы, то уже в следующем году городской автобусный транспорт станет комфортнее и удобнее, а пробки на дорогах сократятся.

Однако частные перевозчики видят ситуацию по-другому: город и так уже переполнен автобусами, и тратить бюджетные деньги на покупку новых транспортных средств бессмысленно. Необходимо упорядочить систему маршрутов, и тогда сами предприниматели смогут обеспечить удобный и недорогой проезд в городе. Мы представляем две точки зрения на решение автобусной проблемы — вице-губернатора Виктора Клочая и главного инженера "ИП Каргин" Леонида Горского, управляющего парком из 30 автобусов.

Как власть поможет пассажирам?

— Какие меры планируются правительством для разрешения транспортных проблем?

— Губернатор Валерий Шанцев поставил перед правительством области задачу — упорядочить систему общественного транспорта, так как сейчас отрасль работает неэффективно. Первые изменения связаны с сокращением автобусных парков — из 7 останется всего 3. Сокращаемые автобусные парки расположены в достаточно престижных, с точки зрения застройщиков, местах, поэтому они могут быть использованы как для жилой, так и коммерческой застройки. Сейчас эти парки не используются рационально и представляют собой весьма плачевное зрелище — в основном там находится транспорт, который нуждается в ремонте или утилизации.

Средства от реализации освободившихся площадок будут направлены на приобретение новых автобусов. Сегодня департамент транспорта завершает работы по определению поставщика. Скорее всего, будет закуплена продукция компании "Русские автобусы" под маркой ЛиАЗ, так как эти машины выигрывают конкуренцию по цене, и производитель гарантирует комплексное обслуживание техники.

Минимальная задача на 2006 г. — приобретение 100 автобусов, но, возможно, их количество будет значительно выше. В течение 1,5-2 лет мы должны организовать общественный транспорт таким образом, чтобы интервал движения между государственными автобусами составлял 5-7 минут. Это требует обновления парка и четкой маршрутизации. Аналогичная работа должна быть проведена по всем внутригородским и междугородним пассажирским предприятиям области. Ставится амбициозная задача — повысить эффективность работы пассажирского автотранспорта до такого уровня, который позволит компенсировать бюджетные расходы. В ближайшее время изменения будут скоординированы с городскими властями, которые управляют электротранспортом, чтобы действовать совместно и решать задачу комплексно.

— Чем вас не устраивает существующая система общественного транспорта?

— Ситуация на дорогах города гораздо хуже, чем в целом по стране. По количеству ДТП со смертельными случаями мы значительно обгоняем другие города, часто виновниками аварий являются маршрутки. Все мы видим, как частники нарушают правила, подрезают друг друга на остановках и пр. Я помню, что в СССР стать водителем автобуса было очень непросто — требовался значительный стаж работы на разнообразном транспорте, а лишь затем водителей выпускали на маршруты. Сейчас у частников, которые заполонили город, нижайший уровень дисциплины и ответственности водителей. Автобусы не ремонтируются, водители не проходят медицинское освидетельствование, часто пользуются некачественным топливом, не платят налоги...

— Планируется ли запрет на использование в системе общественных перевозок автобусов ПАЗ и "ГАЗелей"?

— Не думаю, что мы пойдем по пути запретительных мер, но ужесточение дисциплины, наведение порядка в маршрутизации, покупка новой техники должны привести к сокращению на дорогах количества автобусов ПАЗ и "ГАЗелей". Я не говорю, что ПАЗ — плохой автобус, но он эффективен лишь на тех направлениях, где небольшой пассажиропоток, а не как средство перевозки пассажиров в мегаполисах. Новый автобус Павловского завода "Аврора", безусловно, лучше предыдущих модификаций, но все-таки он небольшой и подходит, скорее, для междугородних направлений. Поэтому предпочтение было отдано ЛиАЗу. Мы рассматриваем возможность приобретения низкопольных автобусов, они удобны с точки зрения посадки и высадки, но на 40% дороже обычных. Пока мы не решили, сколько таких автобусов необходимо.

— Рынок не резиновый. Произойдет ли вытеснение частников с маршрутов?

— Если нам удастся запустить 400 новых больших автобусов, вытеснение неизбежно. Поймите нас правильно: если бы частные предприниматели перевозили горожан на комфортабельных 12-метровых автобусах, то проблем бы не было, и новую концепцию не нужно было бы разрабатывать. Сейчас же люди, которые приезжают в Нижний Новгород, спрашивают, почему у нас такие маленькие и неудобные автобусы. Очевидно, что частный бизнес со своей задачей не справился. Теперь необходимо в этом разбираться государству.

— Хватит ли денег от продажи площадок бывших автопарков на приобретение новых автобусов?

— На самом деле денег, которые появятся от оптимизации структуры автопарков, хватит на оплату первого лизингового платежа. А дальше автобусы должны самоокупаться и приносить прибыль. Этот принцип лежит в основе новой концепции развития общественного транспорта. Бюджетная поддержка возможна, но в очень ограниченных пределах.

— Вы уже определились с конечными сроками реализации концепции?

— Есть большое желание ввести изменения в жизнь за год, но давайте будем реалистами. Еще рано давать обещания по конкретным срокам. Все зависит от того, как будут функционировать первые автобусы.

Чтобы транспортное предприятие работало эффективно, необходимо модернизировать и унифицировать технику. Сейчас на улицах города можно встретить технику очень разную и нередко устаревшую, что ведет к непрерывным ремонтам и перерасходу ГСМ. В идеале, все городские перевозки должны осуществляться одинаковыми автобусами. А старые автобусы будут работать на пригородных направлениях, где меньше пассажиропоток.

— А что будет с людьми, которые работают в автопарках?

— Под сокращение попадают 800 человек — это не водители и слесари, а управленцы и обслуживающий персонал. Сейчас там работает слишком много людей, и большой проблемы в сокращениях я не вижу.

— С 1 ноября были повышены цены на проезд. Надолго ли хватит этого повышения?

— Все зависит от двух факторов — как будут меняться цены на ГСМ, и насколько мы сможем оптимизировать бизнес-процессы в автопарках. Если вдруг на 40% увеличатся цены на бензин, то куда мы денемся? Будем поднимать тарифы. Все понятно и прозрачно. Более того, нынешнее повышение "проездных" цен на 17% (в среднем на 1 руб.) полностью не компенсирует рост цен на бензин, это могут подтвердить все автомобилисты. Поэтому очень актуальной становится работа по оптимизации автобусного парка и снижению издержек.

— Во многом, проблемы с автобусами могло бы разрешить строительство метромоста...

— В следующем году мы планируем получить 1 млрд руб. от федеральных властей на продолжение строительства метромоста. Шансы получить эти деньги достаточно велики, так как в бюджете страны сейчас немало средств. Уже очевидно, что первым этапом строительства станет возведение автомобильной части метромоста, что разгрузит Канавинский и Молитовский мосты, а уже затем будет пущено само метро.

— Вы утверждаете, что частные компании в транспортной сфере не справляются со своей работой. Почему вы считаете, что у государства это получится лучше?

— Мне неизвестна математическая формула, которая бы доказывала, что эффективность компании напрямую зависит от формы собственности. Государство может работать эффективно, особенно в сфере инфраструктурных проектов. Безусловно, это дополнительная головная боль для властей, но мы к этому готовы.

5-12-2005 | Автотранспорт Нижнего Новгорода.

 Экстра-Н

Последние новости по теме «Автотранспорт Нижнего Новгорода»

Все новости по теме «Автотранспорт Нижнего Новгорода»

Рубрики