Фуникулер заработал в Нижнем Новгороде 111 лет назад

Нижегородский фуникулер или элеватор, как его называли в то время, своим рождением обязан одному из самых знаменательных событий в жизни города - Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года.

Нижегородский фуникулер или элеватор, как его называли в то время, своим рождением обязан одному из самых знаменательных событий в жизни города - Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года.

Однако мысль об улучшении подъема в гору и кремль возникла у губернатора, чиновников городской управы намного раньше и по другой причине. Дело в том, что географическое расположение города на высоком правом берегу Оки и Волги, изрезанном оврагами, и ранее заставляло искать инженерные решения, чтобы преодолеть значительный перепад высот, с которым с трудом справлялись конные экипажи.

Известный нижегородский механик В. И. Калашников еще в 1885 году обратился к городскому голове с предложением устроить подъемник собственной конструкции типа фуникулера для доставки нижегородцев с Нижнего базара (Скоба в начале ул. Маяковского) на Верхний базар, конечный пункт подъема должен был быть на территории Нижегородского кремля. Однако, предложение Калашникова в городской управе осталось без последствий.

Но через некоторое время на одном из заседаний Городской Думы гласный Уткин заявил, что всякое приспособление для подъема грузов и людей на гору городскому населению очень полезно и выгодно, поскольку все материалы (лес, камень, дрова и т. п.), доставленные с берега реки на гору, увеличиваются в цене за счет доставки более чем на 30%. Механизированный подъем мог бы составить населению огромную экономию.

В 1888 году дума объявила конкурс на лучший проект фуникулера. Из гласных думы для этого создали комиссию, в которую входили историк А.С. Гациский, инженер В.М. Лемке, промышленники Я.В. Башкиров и А.А. Добров.

В 1889 году московская фирма "Ф. И. Герле и К°" представила свой проект подъемника, а также предложила построить конно-железную дорогу по верхней и нижней частям города. Проект этой фирмы заинтересовал городскую управу и был направлен на утверждение в Санкт-Петербург в Министерство внутренних дел, где его в целом одобрили и вернули главе фирмы на доработку.

Прошло два года, прежде чем городской управой в августе 1892 года был одобрен проект концессии на строительство конно-железной дороги, представленный Ф.И. Герле и его компаньоном Р.Я. Килевейном, который 20 января 1893 года предложил вместо конки построить электрическую железную дорогу.

В Нижнем Новгороде трамвайные пути оборудовались фирмой предпринимателя из Санкт-Петербурга - камер-юнкера Р. К. фон Гартмана. Он предложил интересное решение: устроить две отдельных линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулерами, получившими названия Кремлевский и Похвалинский.

Проект Городской Думой был одобрен, и 16 мая 1895 года между заинтересованными сторонами заключен договор. Гартман условия его выполнил, за исключением срока пуска линии. Пробное движение по линиям и фуникулерам началось 21 июня 1896 года.

Впоследствии нижегородцы пользовались фуникулёром для быстрейшего подъема в гору.

Напомним, что в 2006 году было принято решение о строительстве фуникулера для подъема от площади Единства до Кремля.

21-6-2007 | Общие новости.

 НИА Нижний Новгород

Последние новости по теме «Общие новости»

Все новости по теме «Общие новости»

Рубрики