МП ИРГ "НижегородгражданНИИпроект" намерен воссоздать фуникулер в Нижнем Новгороде максимально приближенным к реалиям XIX века. Об этом сообщил на пресс-конференции 22 декабря гендиректор института Михаил Колотихин.
По его словам, в настоящее время уже проведены необходимые совещания с археологами и просмотрены все материалы, касающиеся фуникулера того времени. Колотихин добавил, что ранее в качестве противовеса фуникулеру использовали емкость с водой, однако, естественно, сейчас эту конструкцию уже не будут использовать. Кроме того, деревянное сооружение, служившее станцией канатно-рельсовой дороги, уже не вписывается в облик площади Единства. Также исторический облик современного фуникулера не соответствует требованиям противопожарной безопасности. В связи с этим механизмы фуникулера будут спрятаны под землей, а на поверхности останется легкое сооружение – турникет, через который пассажиры будут заходить в вагончик. Однако вагончики фуникулера будут выполнены в стиле "ретро" и приближены к реалиям XIX века. Один из рассматриваемых вариантов вагончика предполагает разноуровневые сидения, как в амфитеатре, чтобы пассажиры не ощущали неудобства во время подъема.
Поставщик оборудования для фуникулера будет определен на конкурсе, но предварительные переговоры ведутся с компанией "Доппельмайер".
Напмним, что затраты на строительство в Нижнем Новгороде фуникулера от площади Единства до Кремля в 2007 году составят 125 млн. рублей. В рамках адресной инвестиционной программы Нижнего Новгорода из городского бюджета на строительство фуникулера в 2007 году будет направлено 60 млн. рублей, из бюджета области – 65 млн. рублей. В настоящее время из бюджета города на проектные работы в 2006 году уже затрачено пять млн. рублей. Строительство фуникулера в Нижнем Новгороде начнется в апреле 2007 года. Ориентировочная стоимость строительства фуникулера для подъема от площади Единства до Нижегородского кремля составит 2,5 млн. евро.
Глава города Вадим Булавинов рассчитывает на то, что фуникулер для подъема от площади Единства до Нижегородского кремля будет построен ко Дню города в 2007 году.
Как сообщалось ранее, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов договорился с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым о строительстве в 2007 году фуникулера для подъема от площади Единства до Кремля. Глава города отметил, что финансирование строительства фуникулера будет вестись мэрией и областным правительством из расчета пятьдесят на пятьдесят.
Напомним также, что нижегородский фуникулёр или элеватор, начал свою работу 110 лет назад, 21 июня 1896 года. Фуникулёр, своим возникновением обязан Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проводилась в Нижнем Новгороде в 1896 году. Однако мысль об улучшении подъема в гору и Кремль возникла у губернатора, чиновников городской управы намного раньше. Географическое расположение города на высоком правом берегу Оки и Волги, изрезанном оврагами, и ранее заставляло искать инженерные решения, чтобы преодолеть значительный перепад высот, с которым с трудом справлялись конные экипажи.
Известный нижегородский механик В. И. Калашников еще в 1885 году обратился к городскому голове с предложением устроить подъемник собственной конструкции типа фуникулера для доставки нижегородцев с Нижнего базара (Скоба в начале ул. Маяковского) на Верхний базар, конечный пункт подъема должен был быть на территории Нижегородского кремля.
В 1888 году Дума объявила конкурс на лучший проект фуникулера. В 1889 году московская фирма "Ф. И. Герле и К°" представила свой проект подъемника, а также предложила построить конно-железную дорогу по верхней и нижней частям города. Проект этой фирмы заинтересовал городскую управу и был направлен на утверждение в Санкт-Петербург в Министерство внутренних дел, где его в целом одобрили и вернули главе фирмы на доработку. Прошло два года, прежде чем городской управой в августе 1892 года был одобрен проект концессии на строительство конно-железной дороги, представленный Герле и его компаньоном Килевейном, который 20 января 1893 года предложил вместо конки построить электрическую железную дорогу.