Нижегородский фуникулёр или элеватор, начал свою работу 110 лет назад, 21 июня 1896 года. Об этом сообщает отдел краеведческой литературы Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И.Ленина
Нижегородский фуникулёр, своим рождением обязан Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проводилась в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Однако мысль об улучшении подъема в гору и Кремль возникла у губернатора, чиновников городской управы намного раньше. Географическое расположение города на высоком правом берегу Оки и Волги, изрезанном оврагами, и ранее заставляло искать инженерные решения, чтобы преодолеть значительный перепад высот, с которым с трудом справлялись конные экипажи.
Известный нижегородский механик В. И. Калашников еще в 1885 году обратился к городскому голове с предложением устроить подъемник собственной конструкции типа фуникулера для доставки нижегородцев с Нижнего базара (Скоба в начале ул. Маяковского) на Верхний базар, конечный пункт подъема должен был быть на территории Нижегородского кремля.
В 1888 году Дума объявила конкурс на лучший проект фуникулера. В 1889 году московская фирма "Ф. И. Герле и К°" представила свой проект подъемника, а также предложила построить конно-железную дорогу по верхней и нижней частям города. Проект этой фирмы заинтересовал городскую управу и был направлен на утверждение в Санкт-Петербург в Министерство внутренних дел, где его в целом одобрили и вернули главе фирмы на доработку. Прошло два года, прежде чем городской управой в августе 1892 года был одобрен проект концессии на строительство конно-железной дороги, представленный Герле и его компаньоном Килевейном, который 20 января 1893 года предложил вместо конки построить электрическую железную дорогу.
В Нижнем Новгороде трамвайные пути оборудовались фирмой предпринимателя из Санкт-Петербурга - камер-юнкера фон Гартмана. Он предложил устроить две отдельных линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулерами, получившими названия Кремлевский и Похвалинский.
Проект Городской Думой был одобрен, и 16 мая 1895 года между заинтересованными сторонами заключен договор. Гартман условия его выполнил, за исключением срока пуска линии. Пробное движение по линиям и фуникулерам началось 21 июня 1896 года.
Впоследствии Нижегородцы пользовались фуникулёром для быстрейшего подъема в гору.
В настоящее время нужда в Кремлевском фуникулере отпала.