Война за рельсы (2009)

Архивные статьи » Война за рельсы (2009)

Щеголеватый молодой человек в короткой белой куртке стоял и нахально улыбался, глядя на разъяренных пассажиров, бушевавших в салоне трамвая. Одна бабуля даже замахнулась на него кошелкой. Он совсем не торопился убирать свою потрепанную Ладу с рельсов на ул. Рождественской.

Совместно с газетой «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде».

Из-за простоев водители трамваев теряют в зарплате, пассажиры лезут в драку

Щеголеватый молодой человек в короткой белой куртке стоял и нахально улыбался, глядя на разъяренных пассажиров, бушевавших в салоне трамвая. Одна бабуля даже замахнулась на него кошелкой. Он совсем не торопился убирать свою потрепанную Ладу с рельсов на ул. Рождественской.

Минут пятнадцать, пока водитель трамвая отчаянно трезвонил, этот менеджер по закупкам преспокойно решал свои дела в соседнем магазине. Он не спеша вышел, поглазел на возмущенный народ и также не спеша поехал к следующему магазину.


Месяцы простоя


- 15-20 минут простоя это еще цветочки. У нас бывали случаи, когда трамваи по несколько часов ждали, когда машину уберут с путей,- говорит Валерий Ширин, директор по эксплуатации МП «Нижегородэлектротранса». – Вот как-то было совещание в Доме ученых, туда приехали большие руководители. Машины поставили неправильно. И трамваи первого, второго и двадцать первого маршрутов стояли, ожидая, когда закончится это совещание. Вызвали мы ГИБДД, но они не имеют права трогать машину, нет такого закона. Когда руководители вышли, они, конечно, извинились, но трамваи-то стояли почти три часа. Проблема простоев жарко дискутируется и в городском департаменте транспорта, и в ГИБДД. Очень много неправильных парковок (это называется «автомобиль вне габаритов» - Ред.). Типичный случай, когда некая девочка поставляет автомобиль на Октябрьской чуть ли не на рельсах и уходит гулять по Покровке.

Конечно, мы стараемся делать все возможное: вызываем эвакуаторы, меняем маршрут, удлиняем время движения. Но представляете, что значит изменить маршрут, перенаправить вагоны по другой линии?

Для Справки

По данным «Нижегородэлектротранса», в январе простой электротранспорта составил 848 часов, в том числе из-за столкновений автомобилей произошло 129 задержек и 28 - из-за «автомобилей в негабарите». В феврале простои выросли до 881 часов, из-за неправильно припаркованных машин – 42 часа. Самые «тормозные» улицы: Рождественская, Октябрьская, Вокзальная, Советская, Белинского, Чкалова… Там трамваи могут застрять на час-два из-за стоящих машин. Убытки муниципального предприятия оцениваются в сотни тысяч рублей в год.

- Может быть, штрафовать жестче надо?

-У нас был случай на пл. Минина, когда автомобилисты еще имели обыкновение там парковаться. Бизнесмен поставил свою иномарку под запрещающим знаком - на развороте у кремлевской стены, да так, что троллейбусы не могли ни туда, ни сюда ехать. ГИБДД вызвали, а что они могут, - только оштрафовать, да и то на небольшую сумму. Эвакуаторов тогда еще не было. Бизнесмен дела свои закончил, вышел иговорит: «Сколько вам нужно?». Бросил 500 рублей и уехал. А вы говорите, штрафные санкции?

Спасибо пассажирам, помогают нам иногда. В Сормово на ул. Циолковского машина встала на рельсах. А люди на работу торопятся. Вот пассажиры не выдержали, взяли и отнесли машину на полметра, чтобы трамвай смог проехать.

Они не спешат

-Мы и «Лексусы» двигаем, и «ПАЗики», - рассказывает Елена, водитель трамвая № 1 с 18-летним стажем. - И сами, и пассажиров просим. Но машины - частная собственность: если поцарапаем, нам придется отвечать. Милиция даже не выезжает по такой мелочевке.

Вот трамвай первого маршрута за смену должен делать 8-9 рейсов, мы же от силы успеваем пять-шесть.

Постоянно стоим на ул. Октябрьской, на повороте на Пискунова - там потоки навстречу, и они никак не разъедутся, а мы посередине. Мы можем этот участок минут двадцать ехать. На Московском вокзале промежуток в 100 метров с Советской на Литвинова иногда 40 минут одолеваем. На Рождественскую въезд автомобилям запрещен, везде «кирпичи» висят, а парковка разрешена, и машины постоянно стоят на рельсах! Мы по 3-4 рейса теряем из-за «негабаритов», вместо 45 минут ползем полтора часа. В субботу и воскресенье в график еще укладываемся, а в будни – финиш! Если раньше пробки с девяти утра начинались, то сейчас с половины восьмого и до 11 часов, а потом после двух часов и до полдевятого вечера.Поэтому я считаю, надо жесткие правила вводить: хотя бы на два месяца снимать номера за неправильную парковку.

Мы очень много теряем в зарплате - пятую часть оклада. Это только водители, а кондуктора? На «тройке», «шестерке» простоев меньше, там кондукторы по 10 тысяч получают, а наши, дай Бог, пять тысяч. У нас же нет притока пассажиров, как сели на Московском вокзале, так и поехали до центра. За сложность, за всю эту нервотрепку должна быть доплата.

Кто разрулит ситуацию?

«Что должен делать водитель трамвая, когда он обнаруживает перед собой зад или бок машины? – спросил «МК» у Валерия Ширина.

- Он сразу сообщает центральному диспетчеру, тот вызывает ГИБДД и наших линейных работников, чтобы записать номер машины и потом предъявить претензии в суде.

- Как быстро приезжает ГИБДД? На пл. Горького они очень лихо разруливают.

-ГИБДД сейчас порядок наводит, с эвакуаторами они в течение получаса приезжают.

-А если хозяин авто к тому времени уже благополучно отъехал с рельсов, то с него и взятки гладки? В цивилизованных городах на Западе есть специальная служба, которая следит за парковкой автомобилей на улицах, шлепает на лобовые стекла штрафные квитки, и будьте уверены, расплата владельцев машин рано или поздно настигнет.

- Мэр Юрий Лужков в Москве пробовал наказывать за такие нарушения. Мы хотели тоже внедрять подобную практику. Но у нас нет нормативной базы, не регламентируются такие ситуации как «задержка общественного транспорта по вине сторонних лиц».

В новом постановлении Правительства РФ о правилах перевозки пассажиров тоже об этом ничего не говорится.

Поэтому возмещать убытки (по причине ДТП или из-за машин на путях – Ред.) мы можем только при наличии всех документов, заверенных ГИБДД, и в основном, через суд. Мы все-таки стараемся получить упущенную выгоду и компенсацию за причиненный ущерб. Эта работа идет тяжело, но все же движется.

Час простоя одной подвижной единицы обходится в зависимости от маршрута в 500-700 рублей. Но простаивает, как правило, не один маршрут, а несколько.

Поэтому сейчас мы вместе с ГИБДД и нашими внештатными инспекторами пробуем отработать практику выезда на небольшие задержки электротранспорта, чтобы регистрировать и такие нарушения. Второе наше предложение касается создания в ГИБДД дополнительного подразделения, чтобы оно работало с нашим муниципальным предприятием. Мы даже готовы обеспечить для этого соответствующие условия. Потому что и наши работники, и, думаю, все нижегородцы, которые пользуются трамваями и троллейбусами, понимают, что насколько важен этот транспорт для города.

Один на один с пассажиром

«Я люблю свою профессию, - с горечью говорит водитель Елена, - и мне очень обидно наблюдать, как все меняется. Раньше мы с таким удовольствием работали. А сейчас…Вот пассажиры, в чем они виноваты? А на кого они срываются? На нас, потому что мы ближе. Остановимся – и мы и такие, и сякие, и разэтакие.

Очень раздражает пассажиров, что мы прямо на месте не возвращаем деньги за билет. Но не мы же эту инструкцию составили! Вот палец у меня сломан, - показывает Елена свой мизинец. - Кондуктора защищала. Сегодня мы беззащитны, остались один на один с пассажирами и со всем этим беспределом, - Елена кивает за стекло кабины. - Раньше у нас на предприятии была служба безопасности, они приезжали, разбирались, гасили конфликты. А потом всех посокращали… И если ГИБДД не будет помогать нам работать, то мы не справимся».

Комментарии

Владимир Грибов, директор департамента транспорта администрации Н.Новгорода: -У департамента нет права составлять протоколы, штрафовать водителей за такое нарушение как «оставление транспорта на путях». Поэтому я обеими руками за создание соответствующей городской службы, которая следила бы за правильной парковкой.

В пресс-службе областного Управления ГИБДД согласились, что патрули в первую очередь выезжают на серьезные ДТП. А чтобы оперативно реагировать на мелкие нарушения на трамвайных путях, нужны дополнительные кадры, транспорт, оборудование, регистрационные бланки, в конце концов. «Сегодня, - говорит один из инспекторов, - у нас недокомплект штата, участки большие, не успеваем везде, да и штрафы за неправильную парковку небольшие. На напряженных участках, где мы дежурим и с помощью эвакуаторов убираем неправильно оставленные машины, не делаем различий: это машина начальника или кого-то еще. Я сам видел, как на площади Горького, когда чей-то крутой автомобиль погрузили на эвакуатор, вдруг из здания выбежал человек в рубашке, крича: «Я прокурор!».

Елена КОЛОСОВА

 

Архивные статьи » Война за рельсы (2009)

Обновление от 25.03.2018