Вокзал в кустах (1988)

Архивные статьи » Вокзал в кустах (1988)

Приезжие, которым случается в восемь утра оказаться на проспекте Гагарина возле остановок Мыза и Фабрика-кухня, становятся свидетелями загадочного зрелища. Откуда ни возьмись на проспекте появляются сотни людей. Они вылезают из кустов, из заборных щелей, выныривают со дна заросшего овражка, заполняя площадки остановок. Вереницам, кажется, нет конца. Но спустя пять минут они столь же загадочно иссякают. Кусты смыкаются.
Что же это?

Оказывается, все просто - пришел поезд!

 ...На схеме города Горького в правом нижнем углу вы без труда найдете станцию Мыза. Но попробуйте найти ее живьем! Без провожатого не обойтись. Впрочем, дорогу эту я знаю хорошо, и можете на меня положиться.  Знаю, какую ветку кустов надо отогнуть, чтобы увидеть доску через канаву. По какой тропинке пройти, чтобы не влезть в самую грязь. Потом мы быстро быстро - не споткнитесь! - сбежим по скользкому склону у забора на старую железнодорожную насыпь. И пойдем по отвалу, по мазутным лужам, по шпалам. Когда вы доберетесь до поворота и перелезите через стрелки, слева появится крохотный серый домик с ватоптанным палисадничком. Не спешите проходить 
мимо - это и есть станция Мыза, южные ворота города. <Ворота> эти отправляют и принимают в день добрых полтора десятка тысяч
пассажиров. Разумеется, <посвященных>, знающих, как их найти. Особенно существенна эта оговорка в темное время суток, когда подступы к <воротам> скрыты мраком - освещение здесь и не упомнят когда было...

Мои гости частенько спрашивают:
 - Едем с Московского вокзала. А что, в Горьком есть еще какой-нибудь? Был, но... исчез. Еще справочник 1963 года предлагал пассажирам, делающим пересадку, сесть возле Московского вокзала на автобус N13 и ехать на Казанский, с которого отправлялись поезда на Казань, Пензу, Адлер, Харьков. Вокзал этот можно видеть и по сей день на правом берегу Оки напротив площади Ленина. Но какой это вокзал без железной дороги?  На мое детство достались еще изумительные поездки в поезде по Слуде, по высокому окскому берегу. А сейчас о той железнодорожной линии узнаешь разве что по запискам ехавшего в Арзамас Леонида Андреева да по снимку Максима Дмитриева <Извозчики у Казанского вокзала>.

Полтора десятилетия назад участок закрыли - угроза оползней. И поезда стали отправляться от Мызы - она когда-то была первой остановкой в пригороде. Построенная в начале века для десятка-двух пассажиров маленькая станция вынуждена теперь принимать их тысячи.

...Совсем недавно <Ленинская смена> напечатала грустное письмо молодых кстовчан. Они сетовали: приходится каждое утро ездить в переполненном автобусе в Горький.

 - А вы поездом не пользуетесь? - спросил я их товарищей по несчастью.
 - Разве тут еще и поезд есть? - немало удивились они.

Есть. И не один. Ходит он, кстати, почти пустой. Причин тому несколько.

Очень неудобное расписание. Неприспособленность дороги, сориентированной в основном на грузы. И что тоже немаловажно, вокзал-то в кустах!

А попробуйте в зимнее воскресенье или летом уехать автобусом в Зеленый Город - убедитесь сами: <горячее> направление. А ведь и в Зеленый Город тоже идут поезда с Мызы.

Собрались летом в Арзамас, но не хотите два часа простоять в очереди на автовокзале? Пожалуйста - поезжайте на Мызу. Там нет хвостов у кассы. Садись в вагон и поезжай. Ходили отсюда поезда и в Павлово.

Мыза принимает и отправляет в день больше двадцати пригородных составов. Есть среди них переполненные. Есть полупустые. А вот автобусы по этим же направлениям загружены почти все.

В чем тут дело?

Автобусом до Арзамаса - два часа. Поездом, хоть и дешевле, - три часа двадцать минут. Что бы вы выбрали? Ответ, думается, прозвучит однозначно. Да если вспомнить еще, что чуть ли не с километр надо тащить по шпалам, по грязи тяжелые вещи?

Грустно все это. Получается, что часто мы хотим уехать на юг области, но просто не соглашаемся на условия железной дороги - медленно, нет вокзала. Этими мыслями я поделился недавно с заместителем начальника Горьковского отделения железной дороги по пассажирскому хозяйству И. А. Чугуновым.

 - Вокзал на Мызе будет, - сказал он, - но строить его начнут только в будущей пятилетке. - И после паузы добавил: - В лучшем случае...
Его уже проектируют. Здание большое, красивое, с колоннами. На проспекте Гагарина. Реконструировать магистраль Горький - Арзамас тоже начнут. Но... не скоро. Даже примерный срок не назову. В перспективе ее электрифицируют, а пока в этом году приступят к таким работам только на одно участке: Зелецино - Кстово - Ройка - Окская...

Узнал я и такую нерадостную весть. Средств на новый Казанский вокзал если и выделят, то мало. Так что поезда дальнего следования туда переведены не будут. А так обидно - вспомнить летний переполненный Московский вокзал с кошмарными очередями у касс, забитыми камерами хранения. Как бы хорошо было его разгрузить!

А почему, собственно, о Казанском вокзале голова должна болеть только у железнодорожников? Поезда привозят на заводы Мызы целые рабочие смены. Не грех этим заводам постараться для своих же рабочих - вложить в строительство вокзала свои средства. Чем не соцкультбыт? И еще. Разве вокзал - не городская проблема? Почему бы и городу не стать пайщиком в этом деле?

В. БАХАРЕВ

Источник: Газета Ленинская смена от 10.03.1988 г. г.Горький

 

А вокзал все в кустах!

Больше полгода тому назад, весной, я отогнул извесный мне кустик на проспекте Гагарина, показал за этим кустиком шаткую обледенелую жордочку через канаву, потом залитый мазутом железнодорожный путь, по которому мы шли - помните? - больше десяти минут, пока слева не появился приземистый линялый сарайчик с окнами. Здесь я остановил вас, чтобы врскликнуть: Вот они - южные ворота нашего города, откуда отправляются все поезда в сторону...

Статья, которую я взялся писать, - работа нерадостная и даже в чем-то скучная. Признаюсь, в этом не для того, чтобы вы, читатель, немедленно отложили газету. Просто тема такая.

Больше полгода тому назад, весной, я отогнул извесный мне кустик на проспекте Гагарина, показал за этим кустиком шаткую обледенелую жордочку через канаву, потом залитый мазутом железнодорожный путь, по которому мы шли - помните? - больше десяти минут, пока слева не появился приземистый линялый сарайчик с окнами. Здесь я остановил вас, чтобы врскликнуть: Вот они - южные ворота нашего города, откуда отправляются все поезда в сторону...

Потом - я кратенько излагаю сейчас содержание репортажа <Вокзал в кустах>, напечатанного 10 марта, - был небольшой экскурс в историю. 17 лет назад закрылся в Горьком <настоящий> Казанский вокзал, и все поезда стала принимать небольшая станция, построенная в начале века в бывшем пригороде Нижнего, ветхая, оказавшаяся в стороне от дорог. Часть пассажиров тогда <потерялась> - перешла на автобус: действительно - поищи эту Мызу среди кустов и лабазов! Часть осталась верна поездам. И годами терпит дорожные невзгоды. Да что годами! Второе десятилетие на исходе. Надо полагать - не вдруг - а по плану закрыли вокзал на берегу Оки. Можно было подумать о приеме пассажиров тогда. А уж за столько лет...

Предлагалось сконцентрировать силы города и дороги, мызинских предприятий, на которые поездом ездят целые смены. Разгрузить автовокзал. Речь-то идет не о чем-то огромном - вынести бы поближе к проспекту пару благоустроенных платформ. Построить хотя бы навесы. Заасфальтировать подступы к ним. Но... ...Поезд скоро. На путях состав. Топаем на станцию по узенькому коридорчику
между грязными вагонами. По осыпающемуся краю насыпи, залитому мазутом. Кто-то выныривает в наш коридорчик прямо из-под вагонов, а в поезде уже работает дизель...

- Это ничего, - делится своими впечатлениями женщина с тяжелыми сумками.

- Сейчас хоть все видно. А то тут есть поезд в половине двенадцатого ночи.

И ни одного фонаря! Я только по левой колее хожу, по правой никогда - там канава для осмотра тепловозов и все мазутом залито. Правильно вы про <Вокзал в кустах> писали...

Пожилого человека, учебного мастера университета Виктора Павловича Белянина, я спросил еще осенью, что ему не нравится на этом вокзале. Он рассмеялся.

- А где вы здесь увидели вокзал? Это гадюшник! Езжу отсюда к родственникам с пятидесятых годов. И все хуже и хуже.
Полузаросший бурьяном с остатками былого асфальта перрон. Горки, поросшие уже поименованными кустами, среди которых на расстеленных газетах сидят сотни человек в ожидании поезда. Остатки какой-то снеди, битые бутылки. Это - <зал ожидания>. В здании станции человек тридцать поместилось бы, но не хотят - воздух спертый. Происхождение мощного пивного духа стоит обьяснить отдельно.
На одной из горок находится <кафе при ст. Мыза>, как на нем написано. Местные жители именуют это заведение <мордобойка>.
- Здесь совершенно негде поесть и попить. Я не спиртное имею в виду. Здесь даже колонки нет в округе на полкилометра. Ехать далеко, долго. А зимой тут как! Тут две печки в этой хибаре. Но дверь-то все время настежь - холод. Туалета нет!

На мой вопрос, не изменилось ли что за последние месяцы на Мызе, собеседник Евгений Константинович Пеговатов (живет в пригороде, а работает рядом, на мясокомбинате, так что ездит каждый день) сообщил:

- Часы пропали. По-моему вокзал без часов - это финиш. Интересно, как они сами-то без них могут работать?
- Работаем! - сказала дежурная по станции, и в ее словах я ощутил гордостьза родной коллектив.

- По своим часам отправляю. А насчет вокзальных пусть пассажиры не беспокоятся. Их не украли, а несколько месяцев назад взяли
в ремонт. Вероятно, вернут. Я надеялся услышать от дежурной Людмилы Николаевны Беловой слова о том, как трудно работать в таких условиях, сочувствие к пассажирам. И узнать, что работники станции не молчат - ставят вопрос перед своим начальством, не могут
мириться с мучениями тех, кого должны обслуживать.

- Условия вполне нормальные. В нашей комнате тепло. Есть беру из дома и вообще не знаю, что там в кафе. Пьяные не беспокоят - мы запираемся. На платформе фонари имеются и горят.

- А по дороге сюда?
- Да, в последние месяцы подходы не освещены. Но должна сказать вам, что на последнем поезде приезжает мало людей...

Кассир Антонина Александровна Колобянина дала мне статистику. Накануне у нее купили билеты 2147 человек. Считайте, столько же приехали на Мызу. И несколько сот еще с проездными. Пять тысяч человек теряли время, нервничали, рисковали. И кроме этих пяти тысяч есть еще неучтенные тысячи томившихся в очередях на автовокзале, штурмовавших набитые автобусы. В то время была пора грибов, пора садовых урожаев, а направление-то и лесное, и дачное...

16 лет тому назад тогдашний начальник трамвайно-троллейбусного управления обещал по телевизору <проработать трамвайную линию> от кольца на проспекте Гагарина к станции. Сейчас - ни того начальника, ни трамвая. А может, новому руководству вернуться к этой идее? Или же пустить автобус, разумеется, после того, как будет приведена в порядок улица Мызинская: на ней следы былых канав и обширные участки, затопляемые весной и осенью. Возле Мызы приличных размеров поселок, так что маршрут бы не прогорел.

Ну ладно. Как говорится, богом забытая станция. Но люди-то о ней знают. И о людях пора вспомнить.

Н. МОРОХИН, наш корр.

Источник: Газета Ленинская смена декабрь 1988 г. г.Горький

Архивные статьи » Вокзал в кустах (1988)

Обновление от 25.03.2018