Транспортный тупик (2006)

Архивные статьи » Транспортный тупик (2006)

Почему новые автобусы, закупленные губернатором Шанцевым, не помогли решить транспортную проблему в Нижнем Новгороде

В нашу редакцию обратились доведенные до отчаяния жители Нижнего Новгорода, которые не могут больше по полчаса ждать нужного автобуса или троллейбуса и терпеть давки в час пик. Объединившись в общественное движение "Нижегородцы за общественный транспорт", они решили своими силами бороться за цивилизованный общественный транспорт, который бы мог с комфортом возить нижегородцев по всему городу.

О том, почему, на их взгляд, так плохо организована работа общественного транспорта в Нижнем Новгороде, мы решили узнать у одного из представителей движения - Андрея ЧЕРНЯХОВСКОГО.

Автобусы есть, а пользы нет

- В последние годы общественный транспорт в Нижнем Новгороде становится всё хуже и хуже. Он разваливается прямо-таки на глазах. Недавно губернатор Валерий Шанцев решил исправить ситуацию и закупил новые хорошие автобусы. Тогда всем показалось, что вопрос с общественным транспортом решён. Но,... как ни странно, ничего не изменилось. Почему же, на ваш взгляд, эти автобусы не принесли людям пользы?

- Дело в том, что городской департамент транспорта распределил эти автобусы по маршрутам как-то по-хитрому. Такое ощущение, что они заботились не о пассажирах, а о том, чтобы не ущемить интересы частных перевозчиков, маршруточников.

- То есть автобусы, за которые заплатили около полутора миллиардов рублей, оказались для нижегородцев бесполезными?

- Именно так. Департамент транспорта то ли злонамеренно, то ли по глупости сделал их бесполезными. А ведь сами по себе эти автобусы имеют огромную значимость и очень нужны нашему городу.

- Неужели департамент транспорта не в состоянии оценить, где автобусы нужнее для пассажиров?

- Всё дело в том, что у нас никто даже не считал пассажиропотоки. В нашем городе стихийная регуляция транспорта. Когда летом этого года вводились новые автобусные маршруты, чиновники взяли старую схему с советских времен, внесли отдельные коррективы, а часть маршрутов вообще забыли.

Хотя некоторые предположения по пассажиропотокам сделать очень легко. Если маршрут идет через мост и соединяет две части Нижнего Новгорода, то здесь ездит много народа. Но почему-то автобусов местного сообщения, которые не ходят через мост - 35-й, 8-й, 10-й, - много, а, скажем, автобусов 52-го маршрута, который идет с Мещерского озера в Печёры, - не дождаться. В результате десятка ходит пустая, а 52-й забивается до отказа.

Каждый думает о себе, а не о пассажирах

- Судя по вашим словам, мы сегодня имеем большие проблемы с общественным транспортом, прежде всего потому, что чиновники департамента транспорта ориентируются только на советский опыт. Но ведь в советские времена автобусы ходили с завидной регулярностью. А в 80-е были даже специальные детские автобусы, которые ходили по специальным маршрутам несколько часов в день и возили только родителей с детьми.

- В Советском Союзе не существовало конкуренции между личным и общественным транспортом. Сейчас же у людей появилось много автомобилей. И, чтобы нормально функционировать и развиваться, общественный транспорт должен стать конкурентоспособным, то есть комфортным для пассажиров.

Ведь на машине не всегда удобно куда-то ездить. Например, в кино, на концерты, в кафе или на городские гулянья. Если ты за рулем, то пить нельзя. А если бы общественный транспорт ходил часто и там не приходилось бы толкаться, то многие нижегородцы на время с готовностью сменили бы автомобиль на автобус или троллейбус. В европейских странах многие люди и до работы добираются на метро или автобусе, хотя у большинства есть личные автомобили.

- Почему же, на ваш взгляд, нижегородский транспорт до сих пор настолько неудобный, а в часы пик поездка в автобусе превращается прямо-таки в битву за выживание?

- Перевозчику невыгодно ездить с пустым салоном, и он устраивает давку. Ждет, когда соберется побольше народа. Перевозчики совершенно не думают о пассажирах, а только лишь о собственной выгоде. У них нет стимула улучшать работу. Есть только один стимул - побольше заработать денег.

Не любят в наших автобусах и пассажиров с проездными, поскольку они не покупают билеты. А ведь именно проездные билеты создают постоянных пассажиров. Поэтому в Европе так развита система всевозможных проездных - от суточных до понедельных и почасовых, причём на все виды транспорта. Это стало возможным, потому что там вся прибыль с продажи билетов - это собственность муниципального заказчика, а не перевозчика. А транспортное предприятие получает деньги от муниципалитета за то, что качественно осуществляет перевозки.

А у нас получается, что система "штрафует" пассажира за то, что сама же не предоставляет ему прямого маршрута и вынуждает терпеть неудобства при пересадке! И транспортники, кажется, не понимают, что, надеясь вынудить пассажиров заплатить за лишние пересадки, они на деле выталкивают платных пассажиров на маршрутки, которые оказываются в этой ситуации более привлекательными.

- У вас есть на этот счёт какое-то конструктивное предложение?

- Мы предлагаем ввести проездные или пересадочные билеты, которые позволяли бы пересаживаться с одного вида транспорта на другой. Они могут действовать в течение часа или дня. Как только вы садитесь в транспорт и компостируете свой проездной, на нем проставляется время. С этого момента проездной и начинает действовать. Причем обязательно должна быть жесткая система контроля. Контролеры должны ходить постоянно, и штрафы нужно установить большие.

Такие проездные уже давно есть в Европе. А в Перми, например, если пассажир заходит с проездным в маршрутку, то может заплатить только половину стоимости.

Троллейбусы - направо, автобусы - налево

- Для введения таких проездных нужно, чтобы было больше автобусов, троллейбусов и трамваев. На остановке можно замерзнуть, пока их дождёшься! Может, у нас просто не хватает машин?

- Даже с тем количеством транспорта, что есть, можно организовать нормальное движение. Дело в том, что у нас совершенно не учитывается существование троллейбуса, трамвая и метро. Если трамвай у нас проходит по таким трассам, которые немного отделены от автобусных, то с троллейбусами у автобусов прямая конкуренция. А конкуренции на муниципальном транспорте быть не должно! Должно быть сотрудничество. Самые напряженные пассажиропотоки осваивает метро, как это делается во всём мире. Чуть меньшие - трамвай, а малые пассажиропотоки берет на себя троллейбус и автобус.

- Как вы это себе представляете?

- Например, рядом со станцией метро "Ленинская" есть трамвайное кольцо. Если человек едет с Автозавода, то почему бы ему не доехать до "Ленинской", а там пересесть на другой, удобный для него транспорт. Ведь это логично. Но для этого должен быть проездной, позволяющий людям бесплатно пересаживаться.

Движение маршрутов нужно организовать так, чтобы автобусы приходили с интервалом в минут пять. А чтобы не тратить зря муниципальные деньги, нужно исключить дублирование маршрутов.

- Вы предлагаете, чтобы автобус и троллейбус не ходили по одинаковым маршрутам? Вы считаете, это будет удобнее для пассажиров?

- У нас маршруты троллейбусов и автобусов часто совмещены чисто механически. Например, 8-й троллейбус и 10-й автобус. Почти весь путь они проделывают по одному маршруту. Получается, что автобус полностью идет под троллейбусными проводами. А ведь провода - это материальная ценность, инфраструктура, на которую тратятся деньги. Возникает вопрос: ради чего это делается? Раз структура создана, она должна эффективно использоваться, по ней должны кататься троллейбусы. А под ними ездит автобус, который мешает движению троллейбуса. Так город транжирит свои средства. Лучше пусть троллейбусы ходят чаще, а автобусный маршрут нужно вообще убрать.

Есть ещё примеры: 21-й троллейбус, который тоже на девяносто процентов протяженности дублируется 72-м автобусом; 22-й автобус дублирует 10-й троллейбус. На Автозаводе есть много местных троллейбусов, которые слабо используются, потому что дублируются автобусами. То же самое можно сказать про Сормово!

Спокойной ночи, нижегородцы!

- Есть еще одна проблема - пробки. Автобусы, троллейбусы и маршрутки могут подолгу стоять в них, что сразу сводит на нет все усилия по отлаживанию регулярности их движения. В европейских странах тоже есть пробки, но там, чтобы избавить общественный транспорт от их влияния, выделяют специальную полосу, выезд на которую расценивается как выезд на встречную полосу. Нам, наверное, нужно сделать то же самое?

- Это обязательно нужно сделать! И здесь большое преимущество имеют трамваи, поскольку они не стоят в пробках. Их пути, как правило, обособлены.

Надо подобным образом организовать и маршруты автобусов. В некоторых местах можно делать совмещенную трамвайно-автобусную полосу. Например, на площади Ленина такую совмещённую полосу следует организовать посередине дороги. Там же сделать и остановку. Полосу эту нужно оградить и предотвратить тем самым выезд на нее машин. Пример такой полосы на середине дороги есть в Стокгольме.

А где-то целесообразнее сделать такую полосу сбоку дороги. Но нельзя это делать механически. В каждом конкретном месте надо смотреть, какие именно меры могут помочь.

- Однако комфорт общественного транспорта заключается не только в том, насколько часто он ходит, но и в информированности пассажира - куда идет тот или иной автобус, троллейбус, трамвай. А для этого в каждом автобусе и на каждой остановке нужны схемы маршрутов, такие же, как московского метро.

- Да, информированность у нас тоже отсутствует. Недавно во все автобусы и трамваи купили автоинформаторы, которые объявляют остановки. На них было потрачено миллион рублей. Но водители их почему-то не включают.

Да и с табличками на остановках тоже беда. На остановке "Улица Советская" есть табличка, где фигурирует 41-й маршрут, которого уже давно нет. При этом 9-го маршрута, который недавно вернули, на этой табличке нет.

А ведь в советские времена на каждой остановке стояли таблички с указанием расписания движения. И транспорт ходил в соответствии с этим расписанием!

Есть и еще одна насущная проблема для многих нижегородцев - общественный транспорт официально прекращает свою работу в 22 часа. Это час после "Спокойной ночи, малыши!". Ни из кино, ни из театра, ни из гостей вернуться домой невозможно. Приходится ловить такси или опять же выезжать на своём автомобиле. Все, кто приезжает к нам из других городов, сначала недоумевают, а потом начинают смеяться над нами: "Что, позднее вам запрещено выходить из дома?"

И на всё это нашим городским властям наплевать! К улучшению общественного транспорта у них нет ни малейшего стремления! Нет даже единого жалобного телефона, который давным-давно существует во многих других городах.

Мэр должен ездить на автобусе

- Чиновники постоянно говорят о недостатке средств. А по вашему мнению, в чём здесь дело?

- Чтобы начинать улучшать наш общественный транспорт, нужно сначала ликвидировать ведомственную раздробленность. У нас есть метрополитен - это отдельное предприятие, есть электротранспорт наземный - тоже отдельное предприятие. Есть Нижегородпассажиравтотранс - он является отдельным предприятием. При этом каждый парк имеет свою автономию. Каждый тянет одеяло на себя, и в результате получается, что общественный городской транспорт не работает единым комплексом.

- Для того чтобы регулировать работу всех этих транспортных предприятий, у нас создан городской департамент транспорта. Или он не справляется с этими обязанностями?

- Его роль вообще непонятна. Формально он должен заботиться о создании единой транспортной системы. Но этого, к сожалению, не происходит.

- Если подытожить всё, что вы сказали, то получается, что ни мэр, ни директор департамента транспорта не понимают, как нужно организовать движение в нашем городе?

- Не понимают и не интересуются! И пускают всё это на самотек. А недавно Грибов (директор городского департамента транспорта и связи. -Ред.) заявил, что у нас великолепное состояние транспорта в городе... Отлично! Раз у нас такое прекрасное состояние - пусть откажется от служебной машины и ездит на общественном транспорте...

- Судя по всему, вы всерьез хотите улучшить наш общественный транспорт. А ваша организация пыталась предложить свои идеи городской администрации?

- Конечно. Мы пытались записаться на прием к мэру, но нам отказали. Мол, для встречи с мэром должен быть какой-то очень серьезный вопрос. По-видимому, состояние общественного транспорта - это вопрос несерьезный. Нам предложили обратиться в городской департамент транспорта. Но это же абсурд - жаловаться на департамент в сам департамент! Тогда мы написали письмо, сделали несколько копий и разослали их Булавинову, в Гордуму, в Законодательное собрание, Клочаю (первый заместитель губернатора по развитию научно-производственного и экономического потенциала области. -Ред.) и Шанцеву. После чего нам сразу же позвонили и пригласили на встречу. Но почему-то не из городской администрации, а из областной. А на письме, которое мы отправили Булавинову, - вы только представьте! - стояла резолюция о передаче письма... в областной департамент транспорта, хотя он никакого отношения к городскому транспорту не имеет.

Областные чиновники согласились со всеми нашими доводами и сказали, что всё, что в их силах, они делают, однако повлиять на городскую администрацию они не могут.

Юлия ДАНЧЕНКО.

http://www.novdelo.ru

 

Архивные статьи » Транспортный тупик (2006)

Обновление от 25.03.2018