Архивные статьи » Наезд на съезд
Нам стало известно, что городские власти собираются убирать трамвайные пути с Похвалинского съезда. Директор "Нижегородэлектротранса" Алексей Коречков этот вопрос комментировать отказался, заявив, что все это пока на уровне слухов.
Только какие же это слухи, если я своими глазами видела копии документов: письмо ГИБДД мэру Булавинову с предложением о ликвидации трамвайных путей на съезде, подписанное главным госинспектором области по безопасности дорожного движения г-ном Каранговым, такое же - на имя самого Коречкова и ответ департамента транспорта и связи за подписью его руководителя г-на Грибова на это предложение: "Сообщаем о нашем согласии...".
Так чего ждать-то? Когда перед фактом поставят: проснемся в один прекрасный день, а трамвая на Похвале нет. Самое время рассмотреть этот план со всех сторон. И обсудить.
Конечно, Похвалинский съезд - это наше узкое место. И второе, что приходит в голову стоящим в пробке автомобилистам и пассажирам автобусов (после поминания всех чертей и его, съезда, матери), - а не убрать ли совсем эти трамвайные пути? На первый взгляд - да, будет здорово, просторно: целая полоса прибавится! А на второй? Чуть дальше своего носа? Трамваи 27-го маршрута перевозят в сутки больше пяти тысяч пассажиров - это только от улицы Маслякова до Рождественской, по съезду. Чтобы перевезти такое количество людей, придется добавить до пятидесяти (!) маршруток. Прочувствовали? Интервала в их движении вообще не будет как такового. А если обрадованные автомобилисты рванут сюда же с других направлений? Что будет с Канавинским мостом?
Планы убрать рельсы с Похвалинского съезда обсуждается уже года полтора. Но сейчас прибавилось еще одно обстоятельство: намерение проложить канализационный коллектор вдоль тротуара, под Гребешком. По расчетам ГИБДД, на обслуживание этих работ уйдут... две дорожные полосы. Конечно, в этом случае трамваю не уцелеть - полос всего-то три. Но здравый смысл подсказывает, что для организации работ дорожникам можно обойтись и одной полосой. А сами эти работы вызывают большое сомнение и массу вопросов: не означает ли это, что планируется изуродовать один из нижегородских откосов - достопримечательностей города? На плане именно так: трасса коллектора обозначена за тротуаром, то есть непосредственно в основании откоса. И все уже добро дали - министерство культуры, ГлавУАГ, экологи?
Но вернемся к трамваю. Значит, на время работ пути уберут. А потом? Обратно положат? Ничего подобного. "Кашку слопал - чашку об пол". ГИБДД предлагает несколько вариантов четырехполосного движения по съезду, один из них - с реверсивной полосой посередине для удобства маневрирования автотранспорта. И никаких трамваев.
По моей просьбе свое мнение высказал профессор ННГАСУ Юрий Маркович Коссой, автор книг по истории и организации нижегородского электротранспорта:
- К сожалению, нижегородцы не одиноки: в ряде городов осуществляется очередное наступление на трамвай. Как волнами накатывает. Ленинград- крупный трамвайный город, но и там эта же болезнь. В Архангельске приняли решение убрать трамвай вообще. В Нижнем, когда начиналось строительство Мызинского моста, было запроектировано трамвайное соединение заречной части города с нагорной, даже рельсы проложили. Потом разобрали. От площади Сенной до улицы Фруктовой - тоже разобрали. С улицы Советской собирались убрать рельсы, пустить первый маршрут через Мещеру, то есть увеличить продолжительность рейса в полтора раза. Окский съезд (с площади Лядова) тоже перегружен. В свое время с Молитовского моста предполагался еще один выезд - к университету. Его тоже не построили. Город пытается решить проблему перевозки пассажиров с помощью увеличения количества частных маршрутных такси. Режим их работы (о котором давно забыли) предусматривает повышенные удобства и количество пассажиров, не превышающее число сидячих мест (22). Но даже битком набитая маршрутка "пазик" не увезет больше 35 - 40 человек. А трамвайный вагон рассчитан на 100 человек, новая модификация - на 126. Я не могу категорически утверждать, что расширение не нужно. Поток автотранспорта уже переходит все возможные пределы пропускной способности съезда. Но убирать трамвай крайне нежелательно, это только ухудшит транспортные условия. Кроме того, съезд имеет и стратегическое значение, как соединение заречной и нагорной частей города.
- А если вместо реверсивной полосы посередине проложить рельсы?
- Ни в коем случае! Это уже было. Если обособить трамвайное полотно - тогда можно. В ином случае мы сделаем трамвай и автотранспорт антагонистами. Будут стоять в пробках и те и другие. Можно было бы расширить дорогу за счет откосов, но это потребует дорогостоящих укрепительных сооружений, есть опасность перерезать водоносный слой.
- Проектировщики коллектора эти вопросы, похоже, решили. Вместе с эстетическими и организационными. Есть еще один вариант: организовать движение 27-го трамвая по Зеленскому съезду, то есть по Ильинке до Лыковой Дамбы и по улице Рождественской.
- Это в принципе возможно, но город потеряет одну из связей Заречья с нагорной частью. Автотранспорт в Нижнем увеличивается лавинообразно. Еще недавно говорили о ста машинах на тысячу жителей, сейчас их значительно больше, а к 2010 году эта цифра, по прогнозам, может возрасти до трехсот. Предельная же пропускная способность улиц нашего города, когда еще можно как-то передвигаться, будет достигнута при двух сотнях авто на тысячу жителей. А что потом? Паралич всей транспортной системы. Уже сейчас по городу без "пробок" не проедешь, а между прочим, стоящий в "пробке" автомобиль отравляет воздух в несколько раз больше, чем едущий. И выхлопная труба у него, кстати, на уровне роста маленького ребенка. Они, дети, больше всего и страдают. И в таких условиях уничтожать трамвайные маршруты, увеличивать количество маломерных "пазиков"? А большие автобусы частников покупать никто не заставит: дорого и себестоимость перевозок выше. Некоторые специалисты предлагают строить дороги-дублеры, но и этим проблему не решить. Практика показывает, что дублер снимает напряжение на одной магистрали, но общий поток транспорта возрастает. И что тогда - дублировать дублера? К тому же возможности города для размещения дорог практически исчерпаны, строить дублеры надо за его пределами - по пустырям, оврагам, пескам и болотам. Или, как предлагают некоторые умники, прямо поперек исторического центра города.
- Все-таки как же быть, Юрий Маркович? Что-то вы можете посоветовать?
- В западных городах, с которых мы пытаемся брать пример, автомобильные потоки самыми решительными мерами регулируются. Я не говорю о платных дорогах, платных стоянках. Там в определенное время суток в определенные городские зоны определенным видам транспорта въезд вообще ограничивается. Надо управлять автомобильными потоками. Получилось же Покровку сделать пешеходной зоной! Несколько лет назад, когда по-серьезному занимались экологической обстановкой, запретили въезд в Кисловодск. Построили хорошо оборудованную автостоянку, подвели к ней городской транспорт.
- Трудно себе представить, чтобы у нас автомобилист оставил свою машину и отправился по делам на троллейбусе... Нижний Новгород - очень большой город.
- Париж - не меньше.
- Как вы думаете, надо ли привлечь горожан к обсуждению проекта удаления трамвая с Похвалинского съезда?
- Если принять за истину, что (как некоторые утверждают) это делается в их, горожан, интересах, - конечно, надо. Трамвай - социальный транспорт, можно обидеть очень большое количество людей...
А что же народ? А он безмолвствует, потому что ничего не знает. А у тех, кто все-таки узнает, известие это вызывает бурю возмущения.
Автору статьи удалось пообщаться с одним из энтузиастов нижегородского трамвая - программистом Анатолием Сорокиным.
- С ликвидацией трамвайных путей на Похвалинском съезде мы лишимся выделенной полосы для общественного транспорта. В Европе давным-давно взяли курс на ограничение въезда личного и грузового транспорта в центр, на организацию выделенных полос для общественного транспорта. Иногда даже намеренно зауживают улицы, чтобы сделать их менее привлекательными для автовладельцев. У нас тенденция совершенно обратная. А между тем можно сослаться на опыт Москвы и специалистов из Комитета защитников трамвая, которые подтверждают, что даже расширение дорог чуть ли не до девяти полос в ту и другую сторону не помогает справиться с проблемой, потому что, если есть дорога, появятся и желающие по ней ездить. В Америке трамвайное движение преднамеренно уничтожалось крупными автомобильными корпорациями, которые скупали на корню городские трамвайные хозяйства, чтобы был максимально обеспечен сбыт автомобилей, не было других средств передвижения...
- Может, и у нас то же самое? Продавцы машин и бензина тихой сапой душат трамваи.
- Вполне возможно. Но сейчас в Америке во многих городах появился легкий рельсовый транспорт нового поколения: что-то среднее между метро, и классическим трамваем. Это поезд из двух-трех вагонов на обособленном полотне, имеющий все преимущества перед автомобилями, переезды со шлагбаумом (при необходимости). Такие уже работают и в Европе. Там уже научились на горьком опыте: в 30 - 50-е годы трамвайное движение активно уничтожалось. Можно вспомнить, что в Париже в 1937 году был уничтожен последний трамвай, но в 2000-м в пригороде Парижа снова открылось движение трамваев нового поколения с использованием отслуживших свое железнодорожных трасс. Они настолько хорошо себя прояви ли, что сейчас прорабатывается возможность возвращения трамвая в центр Парижа.
- Что же все-таки делать? Ведь уберут трамвай с Похвалы.
- Есть и еще несколько доводов против этого. Если сейчас случится крупное ДТП на съезде, бригады медиков, МЧС смогут добраться до места бедствия на трамвае(недопонимание - имелось в виду на своих машинах по трамвайным путям - А. С. - хотя возможно и непосредственное использование трамвая, когда каждая секунда дорога, а вагон под боком). А если его не будет? И еще: по отзывам кондукторов, 27-й-маршрут - один из самых платежеспособных, выручка собирается довольно значительная. Так что могу посоветовать тем, кто хочет сохранить трамвай на Похвалинском съезде: пишите письма в департамент транспорта и связи, протестуйте. Не так давно был наезд на Окский съезд, там тоже хотели убрать рельсы и отменить 21-й маршрут. Кто помнит "Татры" (Т-3М) на Молитовском мосту - большие угловатые вагоны, набитые под завязку, тот поймет, почему департамент транспорта и связи оказался завален письмами и звонками граждан. Отстояли маршрут!
Архивные статьи » Наезд на съезд
Обновление от 25.03.2018
Транспорт Нижнего Новгорода и области
Copyright © 2005 - 2016