Скопирую сюда свою запись из ЖЖ.
Некоторые вещи расписывал подробно, потому что там не все читатели могли быть из Нижнего.
Я вот не признаю карты городов, на которые не нанесена схема пассажирского транспорта. Это странно - представьте, вам нужно на ул. Бобруйскую, вы находите её на такой карте, находите порой даже нужный вам адрес и... А как туда доехать? А хз...
Поэтому я считаю - перечень маршрутов нужен обязательно!
Только недостаток есть - такие карты очень быстро устаревают... Поэтому должны выпускаться небольшим тиражом и обновляться каждый год.
А вот гости Нижнего Новгорода, купившись на дешевизну, запросто могут приобрести карту 1990 года чуть ли не со старыми названиями улиц. Чего уж говорить о марштурах транспорта... Ну, трамваи-троллейбусы процентов на 75 соответствуют, автобусы соответствуют максимум на 25%... Они не выдержали кучи бабушек, не платящих за проезд, и подались в маршрутки.
Чтобы приезжим не попасться... Характерная особенность этой карты - изображение светофора на обложке.
А вот карты 1998 и 1999 годов ушли из киосков, хотя их тиражи тоже зашкаливали. Транспортная схема на них - это не просто фотография какого-то момента развития транспорта, это пик, после которого началось умирание социальных автобусов и "размножение" маршруток. Это целая историческая черта.
А лидером "киосков" сейчас безусловно является карта, составленная ООО "Атолл-Н" и отпечатанная в Екатеринбурге ФГУП "Уральской картографической фабрикой". В 2002 году карта стала первой, кто нанёс на схему города линии ВСЕХ маршрутных такси, как государственных, так и частных. В 2005 году вышло исправленное издание этой карты.
Ранее государственные и частные маршруты "маршруток" в Нижнем имели разную нумерацию, государственные - от т-1 до т-99, частные - от 100 до 200. Однако часть маршрутов совпадала, появлялись маршруты-дублёры, например, 4 и 104, 3, 103 и 143... А вот 33 и 133 - разные маршруты. Дублёр 41-го - не 141-й, а 141а. В общем, почти бессистемно. Часть новых маршруток по номеру с автобусами совпадала, часть - нет.
Потом номера-"дублёры" убирали, 104 и т-4 объединились, 145 и 45 тоже... Однако до сих пор встречаются машины, не сменившие 103 на 3.
Однако на вышеупомянутой карте дублёров уже нет. Кроме, разве что, т-81 и 190, которые до сих пор не объединились. И т-54 и 106, отличающиеся всего двумя остановками.
Выпускались и другие карты с "маршрутками" потом, но!!! Они упорно игнорировали "частные" маршруты - те, у кого номера по-прежнему начинались на "сто". То есть, по 33-му, например, ходят как государственные, так и частные "пазики" - он есть. А вот знаменитого т-171 на таких картах совсем нет. Хотя, это один из популярных городских маршрутов, прославившийся благодаря предпринимателю Каргину, которому принадлежит большинство машин, ходящих по этому маршруту. Пока все стонут, что и 8 рублей мало за проезд, он проводит конкурсы по билетам, снизил стоимость проезда до 6 рублей и тем не менее умудряется покупать на т-171 автобусы ЛиАЗ большой вместимости!!! Вслед за ним другие маршрутки того направления начали снижать цены...
Вернёмся к этой карте... В 2005 году её "исправили", но не полностью. К тому же, сейчас она успела устареть - весной и летом 2005-го менялись маршруты трамваев.
И поэтому когда я смотрю на новую карту, то прежде всего проверяю следующее:
1) есть ли трамвай №10 (введён в конце мая 2005 г.);
2) есть ли рельсы на Похвалинском съезде (сняты в апреле 2005 г.) и, соответственно, как ходит трамвай №27;
3) куда ходит троллейбус №21. Он умудрился за короткую историю сменить маршрут 3 - 4 раза. Так, на большинстве карт он ходит из Верхних Печёр до пл. Горького. Долгое время он именно так числился, но только на бумаге. Был маршрут-"фантом".
На карте же от "Атолл-Н" тролль №21 ходит до... пл. Минина!!! Дело в том, что он действительно так ходил, но только те несколько месяцев, пока чинили городское кольцо (трамвай №2). Тогда не мог по своему маршруту ходить троллейбус №1, и №21 до Минина выпустили вместо него. А на этой карте они вместе сосуществуют!!! Такого не было ни один день.
Также сосуществуют вместе трамваи №9 и 24, которые тоже ни одного дня не катались вместе. №24 долгое время был также "фантомным", потом его возвращали, но это было уже после снятия рельсов с Похвалы. На этой же карте они ещё лежат.
По-прежнему помечен трамвайный маршрут №11, который был отменён ещё в 2004-м. То есть, карту исправляли всё-таки не по горячим следам... Добавили троллейбус №28, но забыли добавить трамвай №28, который чуть ли не раньше появился! Зато до сих пор помечен трамвай №20, который, кажется, никто давно не наблюдал.
Об остальных изменениях составители карты в то время не знали. Но уже можно сказать - устарела.
Видел я другую карту, якобы новую. Но... Опять без трамвая №10 и с рельсами на Похвале. Поздно в продажу выкинули...
И вот сегодня... Я приобрёл две карты города, которые составлены уже с учётом новых маршрутов!
Первая из них стоит 40 рублей и составлена ТД "Атлас карты".
На ней есть трам №10, тролль №21 ходит по маршруту "Верхние Печёры - Щербинки", как и сейчас. Это значит, карта самая новая.
И действительно - последние изменения на карту нанесены.
Из недостатков сразу же бросается в глаза - опять нанесены ТОЛЬКО те маршрутки, на которых не только частники, но и государственные машины. Чисто "частных" маршрутов (с номерами больше 100) опять нет, кроме 110-го.
Из неё следует, что отменили автобус №1... Интересно.
"Часыпиковых" автобусов 19а и 19б нет, а они, говорят, всё-таки ходят. Вот недоработка. Зато есть все 53-и автобусы (53, 53а, 53б). 55э тоже нет (этот маршрут работал раз в день в 6 утра, вроде) - об отмене не слышал.
Как и на прошлой карте, не отмечено, что автобус №20 - это "особый муниципальный" автобус. Таких было 2 маршрута - 20 и 70, теперь только 20, вроде, остался. Кстати, 70-й тут ещё есть. Эти маршруты признают только пенсионные льготы, и заставляют пенсионеров платить половину стоимости проезда. Стоит проезд, как в маршрутке, кстати. На "мелких" остановках надо кнопку нажимать, как в маршрутке. Какие же это автобусы тогда... Особый вид.
Маршрутку т-19, вроде, отменяли. Она пока нарисована. т-21 от Долгополова, а не пл. Ленина. Хех, а я и не знал, что её так изменили! Но ведь и правда - на Ленина маршрутки более не стоят.
Нанесён т-22, который на улицах не встречается. Ездит только его "двойник" - 123-й, не сменивший номер. т-30 тоже помечен, хотя я давненько его не видел.
По троллейбусам - одно нарекание... То ли и правда вернулся тролль №7, то ли картографы забыли его убрать... И в списке и на карте он присутствует.
По трамваям у меня НИКАКИХ нареканий нет. Всё самое новое и свежее.
Только одно "но" портит - грубые опечатка на карте в районе Московского вокзала. В списке трамваев всё ОК, однако на карте "забыли" исправить схему у Московского вокзала. Веду пальцем по трам.маршруту №10 - везде помечен. А после пл. Комсомольской в сторону вокзала вместо "3,10" стоит "3,26". Никакого Тм26 в списке не было! Он отменён давно. Дальше - больше... Внезапно там же появляется трамвай №24. На конечной тоже вместо №10 - №26.
На автобусной конечной "ул. Долгополова", находящейся в том же месте карты, автобус №80 почему-то написан два раза.
И (я чуть со стула не упал) - опечатка, сохранившаяся со старой карты 1998 года!!! На конечной "пос. Приокский" вместо автобуса №7 помечена маршрутка т-7!!
В целом - замечательная карта. Жаль, что игнорирует частные маршрутки, от этого она многое потеряла.
В киосках не видел, купил в книжном магазине на пл. Ленина.
Ещё одна карта - это новое издание панорамы Нижнего со всеми домами (а вот наш дом опять с неправильным номером, хм...) На сей раз на неё нанесли и маршруты транспорта... Стоит это чудо 150 рублей.
На обложке - пл. Минина, троллейбусная конечная. Стоил тролль №6, за ним №1. БЕЗ бортовых номеров!!! Присмотревшись и заметив ещё один троллейбус, выглядывающий из-за №1, я понял, что с №6 и №1 в "фотошопе" просто "вырезали" рекламу.
По поводу маршрутов... Частные маршрутные такси ЕСТЬ! И это просто отлично для такой карты!
Однако некоторые изменения всё-таки не внесены. Безусловно, тут есть и трам №10, и новый путь трамвая №27 (иначе я бы не купил карту), однако троллейбус №21 до сих пор "ходит" на карте до пл. Горького...
Автобус №1 помечен, 19а и 19б опять отсутствуют. Как и 53б, а вот 53а есть. 20 и 70 есть, опять не отличишь от "обычных" автобусов. 73а тут нет. Отмена? Но на "более новой" карте он был. 55э тут тоже нет.
В списке маршруток помечены все "отменённые" дублёры (как, например, 182, который теперь т-2), рядом написано (см. маршрутку такую-то). А на карте их нет! Даже 123, который ходит! Вместо него т-22, которого нет.
И нет №190!!! Потому что это дублёр т-81, в списке это указано. Но если он ходит - надо было и на карту нанести. Вообще, странный подход...
Кстати, ни на одной карте нет указания, что же такое маршрутка 23а, и чем она отличается от т-23. Кажется, что это одно и то же.
На этой помечен давно канувший в лету т-91. Возможно, и не только он - я не в курсе, что ещё отменяли на автозаводе, например.
№100 помечен. Кажется, что об отмене маршрутных такси эти издатели и не слышали.
Есть т-54 и 154. Один от Минина, другой от Ленина. 154 уже и отсутствует. Думаю, если покопаться, можно ещё много отменённых найти.
147 пока что тут от Горького, а не Автовокзала.
149 - от Мещеры, как т-99. Разве не от Московского (Хлебозавода) он отходит?
А вот это ошибка: написано, что маршрутки 63 и 163 - это одно и то же. Хотя, у них конечные разные.
По поводу трамваев... Странно, но тут нет 28-го, но есть 20-й. Как на карте 2005 года.
И почему-то есть 24-й! Да, он временно ходил прошлым летом, но не более того.
Троллейбусы. №7 указан. №8 у них до сих пор отправляется от Московского вокзала, а не от ул. Чаадаева. Про тролль 21 я уже сказал - он на карте от Горького, а не Щербинок. Зато есть №28.
В целом: плюс - присутствие частных маршруток, правда, в слегка "урезанной" форме (неотменённые дублёры). Минус - чуть-чуть устаревшие сведения.
Ну, и главное - карта панорамная)