Разобранные фуникулёры (элеваторы) в Нижнем Новгороде.

Что посмотреть? » Разобранные фуникулёры (элеваторы) в Нижнем Новгороде.

В Нижнем Новгороде в период с 1896 до 1928 года активно работали 2 линии элеваторов- Кремлёвский и Похвалинский.

В рамках подготовки города к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 16 мая 1895 г. городская Дума утвердила проект строительства в Нижнем Новгороде двух фуникулеров (элеваторов): Кремлёвского и Похвалинского.

В 1897 году после закрытия выставки оба фуникулёра были переданы в аренду "Русскому обществу электрических дорог и электрического освещения".

С 1914 года нижегородский фуникулёры полностью переходит в ведение города вместе с муниципализацией трамвая

В 1927 был закрыт Кремлёвский элеватор, а в 1928 - Похвалинский.

Кремлёвский элеватор

В мае 1896 года был изготовлен электрический трамвай в честь открытия Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки проводимой в Нижнем Новгороде. В отличии от них элеваторы работали без электричества, благодаря силе тяжести. Механизм работы был следующий: в вагонах находилась вода, и наполняли емкость того вагона водой, который был выше. А в том вагоне, в котором поднимались люди, воду убирали. И более тяжелый опускался и поднимал пассажиров наверх во втором легком вагоне. В то время такое сооружение было редкостью и новшеством. Не было опыта в моделировании подобных конструкций, ведь предусмотреть множество вариантов загрузки вагонов, траекторию движения было очень сложным. Соблюдалась неизменная скорость движения и масса вагонов, даже если в верхнем вагоне не было людей, а в нижнем было их много. Как следствие, объем воды в разных вагонах мог существенно различаться.

Задача работников различных станций одной и той же линий была сообщить один другому число людей в вагоне, который надо было поднять. Интересно, что станции были расположены в разных сторонах Кремлевской стены, их было хорошо видно. Для ускорения движение фуникулера инженеры создали проект тоннеля между Северной и Часовой башнями под Кремлевской стеной. Позже его построили и фуникулер стал перемещаться намного быстрее, срезая путь через по подземной галерее. На протяжении всего пути, передвижение пассажиров было безопасным, так имелся как ручной так и автоматический тормоз. Он оперативно срабатывал в разных случаях, в том числе если обрывался трос, соединяющий вагоны. В отдельном вагоне было по 2 каюты для стоящих и сидячих.

Когда появился трамвай, элеватор перестали использовать. Не удивительно, ведь в 1924 году была построена трамвайная линия по Зеленскому съезду, после чего стало возможным подниматься без пересадок. Все новшества улучшили жизнь местного населения и сэкономили деньги на оплате за проезд на трамвае. Хотя был и недостаток: общее время на поездку увеличилось в более чем на два километра. И все равно этот способ поездки стал более популярен из-за своей стоимости.

Кремлёвский элеватор оставил после себя только одно воспоминание в виде фрагмента кирпичной подпорной стены.

Кремлёвский элеватор

Похвалинский элеватор

Маршрут Похвалинского фуникулёра был следующий: он проходил по улице Рождественской от съезда с плашкоутного моста до Скобы и по Похвалинской улице к Смирновскому саду. Сегодня на этом месте находится гостиница «Нижегородская». Общая длина линии фуникулера – немного больше 160 метров.

Похвалинский элеватор не оставил вещественных доказательств в истории, только фотоизображение. 

Нижняя станция элеватора была на Благовещенской площади у плашкоутного моста. Через этот мост ходил трамвай. Он делал остановку у здания электростанции. Вообще-то, в 1896 году электростанция была построена именно для трамвайной линии. Конечно, главное удобство было не только в этом. В этом здании начинал свое движение фуникулер и дальше люди поднимались на Малую Покровскую улицу. Местное население, находившиеся в верхней части города, беспрепятственно перемещалось вниз с помощью элеватора и наоборот. На протяжении 1896 - 1929 г. Похвалинский фуникулер успешно транспортировал людей и грузы. 

В настоящее время просматривается лишь трасса элеватора (на фотографии слева вверху)

Восстановление фуникулёров

Периодически в городе возникают разговоры о восстановлении обоих элеваторов.

В 1990-е годы всерьёз обсуждался вопрос о восстановлении Похвалинского фуникулёра.

С 2006 поднимался вопрос о восстановлении Кремлёвского элеватора, однако по состоянию на 2015 год ни на одном работы так и не начаты.

Фуникулер органично впишется в готовящийся проект реконструкции улицы Рождественская и будет способствовать развитию туристического потенциала исторической части Нижнего Новгорода. Рельсовое сообщение на канатной тяге может стать настоящей "изюминкой" туристических маршрутов по старому Нижнему. Кроме того, эта трасса фактически связала бы Рождественскую и Нижне-Волжскую набережную с площадью Минина и Пожарского и Большой Покровской.

Проект элеватора

Что посмотреть? » Разобранные фуникулёры (элеваторы) в Нижнем Новгороде.

Обновление от 10.07.2016

Быстрый доступ