Открылась борская переправа

28 апреля открывается «малая» навигация Волжского пароходства.

Откроет ее, по традиции, теплоход «ОМ», работающий на маршруте Нижний Новгород – Бор. Этот теплоход не только открывает, но и обычно, закрывает навигацию на областных  маршрутах.

В 2006 году переправе Нижний Новгород – Бор исполняется 110 лет.

Это старейшая переправа работает с 1896 года, тогда впервые были организованы рейсовые маршруты Нижний Новгород – Бор и обратно. Год образования  отсчитывается с появления  в городе Финляндского пароходства. В пароходстве работали небольшие пассажирские пароходики – финляндчики. На палубе пароходов были установлены деревянные скамейки, над палубой сооружался брезентовый тент или деревянная крыша. В конце 19 века на этом маршруте работали и 2 паровых грузовых парома: «Волгарь» и «Окарь».

Сейчас на переправе работает только один пассажирский теплоход, который перевозит пассажиров в несколько раз больше, чем маленький «финляндчик». Всего за рейс «ОМ» может перевезти 240 человек. Расписание составлено с учетом пожеланий пассажиров - каждый час теплоход отправляется из Нижнего Новгорода и возвращается  на пристань Бор.

Историческая справка: вообще, переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Первые документальные упоминания о Борском перевозе появляются еще в 16 веке. Поначалу он назывался Везломским – по названию впадающей в Волгу реки Везломы и Везломской слободки, жители которой и содержали этот перевоз.

Переправы через  крупные реки всегда находились под надзором государства как важные перевалочные пункты. Таких переправ в Нижегородском крае было три: Павловская, Канавинская и Везломская.

Перевозы сдавались на откуп. Еще осенью после ледостава будущий откупщик вносил в казну требуемую сумму, а полученную потом прибыль с перевоза оставлял себе. Перевозы сдавались в аренду только состоятельным людям. В19 веке перевозы через Волгу обычно сдавались в четырехгодичное содержание. Бесплатно провозились люди и транспорт «по казенной надобности». Остальные обязаны были платить перевозчику установленную таксу.

Конкуренцию арендаторам   переправы составляли боровские перевозчики (лодочники -  «мартышки», так их называли за их виртуозность на воде). Обычно в плохую погоду казенный перевоз для безопасности закрывался, а боровские владельцы лодок перевозили за плату и в шторм, и в дождь. Подвозили на лодках не только к пристани, «но и в любом месте, возили даже на ярмарочный берег». Частные перевозчики не желали платить акциз в казну. К ним применялась система штрафов, а попавших в руки полицейских в четвертый раз вызывали в суд. Но поймать и наказать перевозчиков было трудно, вытеснить их удалось только в конце века с помощью «финляндчиков».

В наведении порядка на столь бойком месте понадобилась и помощь губернатора: по его указанию место перевоза было четко обозначено, на всех лодках и паромах перевоза был изображен Государственный герб России. На видном месте устанавливался список тех, с кого плата не взимается. На пристани учрежден полицейский пост.

В 21 веке история повторяется: переправа Нижний Новгород – Бор имеет поддержку областного правительства, где и определяется плата за проезд, перевоз пассажиров осуществляется по расписанию. По – прежнему водный маршрут имеет большое значение для нижегородцев и борчан.

28-4-2006 | Водный транспорт.

ВолгаФлот

Последние новости по теме «Водный транспорт»

Все новости по теме «Водный транспорт»

Рубрики