Волею судьбы провел 2 недели в славном городе на Волге. Насладиться прелестями местного транспорта в полной мере не пришлось (из-за пробок положенные 2 остановки было быстрее пройти пешком) но кое-какие впечатления остались.
Сразу предупреждаю. Фоток не будет. Ехал не отдыхать. Оставлять фотик в номере было рисковано, а таскать повсюду с собой - лениво. Сильно об этом пожалел, поснимать было чего.
Врата города. Ж/д вокзал действительно красив, ага. С окружающей архитектурой несколько дисгармонирует, но мне в целом понравился. Электронное табло показывает московское время (а так вообще в Самаре МСК +1). Для пропуска в зал ожидания никаких билетов предъявлять не надо, однако это совершенно не притягивает туда бомжей. Зал находится на втором этаже. Для спуска к перрону имеется лестница-чудесница.
Общее впечатление от города. Самара чем-то похожа на НН, особенно центр. Особнячки, ветхие домики, потом бац - современный торговый центр - и снова особнячки. Такие же убитые дороги и пробки. Отличие в том, что Самара более компактна и не имеет непреодолимых преград, разделяющих город на части (несколько микрорайонов на противположном берегу реки Самары не в счет, ж/д тоже проходит в основном по краю населенной части города). Однако это не мешает регулярному образованию заторов на пересечении основных магистралей. Развязки, которые довелось наблюдать, совершенно никакие. Т.е. "прямо" транспорт едет на свой сигнал светофора, а поворачивает когда бог на душу положит. На пересечении двух магистралей с плотным трафиком это выглядит ужасно. Скажем, на перекрестке Московского шоссе и Советской Армии висит чудо-светофор со счетчиком времени, оставшегося до смены сигнала, зуммером для слабовидящих пешеходов и девайсом для организации реверсивного движения по Московскому шоссе. Однако стрелок для регулировки поворота нет и в помине. Из-за чего транспорт поворачивает как на свой зеленый, так на зеленый для перпендикулярной улицы. В результате - затор, из-за которого я проходил кусок Сов.Армии от Новосадовой до Московского ш. даже в гору быстрее, чем его проезжал автобус. На некоторых пересечениях есть круговое движение, но и там дела обстоят не лучше.
ОТ
Метро. Оно там есть, но поскольку я обретался на противоположном конце города, то не посмотрел. Впрочем, местные жители довольны. Одна ветка, 9 станций (при мне начали, точнее возобновили, строительство 10-й, Алабинской, для чего перекрыли часть Новосадовой улицы. Однако наличие дублирующего ее здесь проспекта Ленина, на мой взгляд, не должно создать особых неудобств) Метро связывает несколько жилых микрорайонов с промзоной и крупнейшим в городе рынком и потихоньку тянется к центру.
Автобусы. Довольно много, но поменьше чем в НН. Хотя, может быть, показалось, из-за того, что автобусы не так бросаются в глаза на улицах. А не бросаются они из-за редкостной пестроты подвижного состава. Настоящий зверинец. Не сразу понятно, то ли рейсовый автобус, то ли интуристы приехали. В основном бегают МАЗы 103 и 104, ЛИАЗы 5256 и 677 (да-да, луноходы живы! ими полностью укомплектованы несколько маршрутов, и на одном я даже прокатился с целью поностальгировать). Попадаются б/ушные MANы вроде тех, что были у нас при Немцове, Мерседесы, Хюндаи и новенькие Скании (как ни странно, МУПовские). Пару раз видел дышащие на ладан, но еще живые Икарусы.
Проезд стоит 10 руб. Часть автобусов работают в режиме "коммерческих". Проезд на них стоит столько же, общегражданские проездные (их называют "сезонками") недействительны, а вот ЕСПБ - да! Судя по табличкам в салоне, "коммерческие" принадлежат какому-то ООО (не знаю, может владельцев по городу и несколько). В любом случае, жалобы наших частников на неокупаемость больших автобусов и вообще невыгодность бизнеса после увиденного кажутся жалким нытьем.
Валидаторов, о которых ранее читал на форуме, я не видел. Кондукторов видел, но не везде. Кое-какие "коммерцы" работают без них. В этом случае оплата производится водителю при выходе, а выход только через переднюю дверь. И вот я, едучи с вокзала, с баулом перся через весь салон. К счастью, это был не час пик, но все равно "фу".
Автоинформаторов в автобусах нет. Вывесок с названиями на остановках нет. Есть только маленькие таблички с названиями остановок и номерами маршрутов, но не везде. Да и их из окна разглядеть удается не всегда. Кондуктора, конечно, скажут, когда надо выходить, если попросить, но вообще приезжему не очень комфортно. Ну да я воробей стреляный - картой с остановками запасся еще в НН. Вечернее хождение транспорта в полной мере заценить не удалось, но в 20-00 на вокзал пришлось ехать на маршрутке. 15-минутное ожидание автобуса закончилось неудачей.
О да, маршрутки.
Дичь полная. НН 7-8-летней давности в квадрате. Козель на козели сидит и козелью погоняет. Ралли горячих джигитов. Ну да чего описывать - все и так это прекрасно помнят. Проезд стоит от 10 до 15 рублей. Деньги - джигиту, билетики висят у него за спиной - отрывайте сами сколько надо. Но, видимо, козельщики городские власти уже достали, и вроде как вышло распоряжение с 1 июня выгнать их всех из города, заменив на более приличные автобусы малой вместимости. Уже были замечены на улицах Богданы, Хюндаи и даже вездесущие ПАЗлы.
Троллейбусы.
Ходили вне зоны моего обитания, повода проехаться не было. Но визуально их довольно много. Мне попадались разные модели ЗиУ и БТЗ.
Трамваи.
Возможно я небъективен, но самарские трамы работают на "5". Проезд стоит 10 руб. Подвижной состав - Татры разных моделей, очень много "систем". Все вагоны выкрашены в одинаковый красно-белый цвет. Вагоны не новые, но чистенькие. Некоторые ненавязчиво обрекламлены (реклама выполнена в тех же красно-белых тонах). Автоинформаторов нет, но, как правило, вожатые объявляют остановки. Иногда еще болтают всякуе ерунду типа "при выходе не забывайте вещи в салоне".
В северной части города, на Новосадовой и проспекте Ленина - выделенка (по протяженности - это практически полгорода). Как в южной части - не знаю. А вот в историческом центре трамваи так же как и у нас страдают, деля узкие улицы с прочим транспортом
Практически ни на одной улице количество маршрутов не ограничивается одним. Если учесть, что на значительном протяжении маршруты дублируют друг друга, то время ожидания трамвая редко превышает 2-3 минуты. Например, от Поляны Фрунзе (практически окраина города) в центр идут 2 маршрута. От Нововокзальной их уже становится три. И практически на всем протяжении - выделенка. Я совершенно не понимаю людей, которые в этом направлении ежедневно парились в пробках на своих колымагах, когда весь путь можно было преодолеть гораздо быстрее на трамвае.
Вроде все. Если кому-то что-то интересно - спрашивайте, отвечу, если знаю. Если коллекционерам нужны билеты ОТ - кое-что привез.