Народная мудрость боянит о том ,что чем больше хочешь чего-то избежать, тем выше вероятность этого же самого и добиться. Именно настолько велико было моё желание покинуть родной город с его бесконечными пробками, и именно таким было моё удивление от ещё бОльших пробок, но уже в другом городе, в том, где застать их я уже и не думал.
Естественно, перед тем, как поехать в Екатеринбург, мы договорились с родственниками, что там меня встретят. Те, правда, выразили обеспокоенность тем, что могут опоздать к прибытию поезда, так как неотложные дела, как муравьи, выползают, когда не нужно. Но закон подлости работает настолько безотказно, что сработал даже в отношении поезда. Поезд сам опоздал с прибытием и за счет этого родственники оказались на месте в нужное время. А опоздал поезд, судя по всему, по причине того, что на перегоне «Кузино - Первоуральск» меняли пути. Что-то вроде того, что было у нас в районе Дубравной. Просто почти все пути на Урале установлены на деревянных шпалах и вот пришло время сменить их на бетонные. С этой целью новые рельсы и шпалы прибывают непрерывным потоком, часть путей уже сняли и движение поездов пускают лишь по одному пути (в данный момент по тому, что ведет в сам Екатеринбург). Хотя машинист локомотива, потеряв в пути почти 40 минут, смог около 20 минут отквитать за счет космической скорости. Что, в общем то, неплохо.
Итак, я прибыл в Екатеринбург. Довольно старенькие, правда широкие, тоннели, указатели, что где то рядом находится Северный Автовокзал, никаких турникетов. Зал, с таблом, где указаны расписания поездов по станции, часы с Московским временем, за дверями широкая площадь, перед глазами гостиница «Свердловск» и куча всяческих АУ. Нет, АУ не в том плане, в каком мы их воспринимаем. Это были легковушки марки «Волга» с желтыми номерами, начинающимися на АУ, вот и все. Да, Свердловская область и Екатеринбург столкнулись с той же проблемой, что уже накрыла крупные города – с автомобилизацией. И Екатеринбург с каждым днем все больше парализуется от личных железных коров. Чтобы это оценить, достаточно глянуть на регистрационные знаки. Если Нижегородская область ещё только начинает регистрировать машины в зоне Х (х***∙∙), то Свердловская область давно выдала все номера 66 региона и приступила к раздаче 96 региона и там уже добралась до буквы Н. ОТ, кстати, тоже не отстает. Там полностью выдали серию А*, почти полностью серию В*, зашли в серию Е и пока выдают ЕЕ и ЕК. Вероятно, правда, ещё остался резерв и в зоне В, но это уже редкость. Конечно, были перерегистрации одних и тех же машин и не по одному разу, ещё встречаются советские госзнаки, что-то типа А****СФ. Но факт остается фактом – в течение почти целого дня улицы забиты машинами, а пешей скоростью можно обогнать любую крутую иномарку. По словам местных аборигенов, дворы похожи на какие то автосалоны, где представлен весь ассортимент мирового автопрома. Впрочем, наши города сближает не только это. Например, в Екатеринбурге тоже есть пешеходная улица, только называется она улица Вайнера. И есть там свое здание Государственного банка, как и у нас. Есть и скульптуры, подобные нашим, только расположены они в основном по центру улицы, а не по краям, как у нас. И находится эта улица в центре города, а рядом ГУМ, здание администрации города, станция метро. Правда, эта улица короче нашей, и её пересекает оживленная улица Малышева, правда в месте пересечения есть подземный переход. А ещё сейчас продолжается строительство третьей очереди этой улицы, так что в ближайшее время, она станет ещё длиннее. Вообще, в городе, есть что посмотреть. Есть Храм На Крови, построенный на месте расстрела царской семьи в 1918 году. В нем есть музей, посвященный семье Романовых. Для верующих есть и другие храмы в разных частях города. Есть так же музей, посвященный истории, науки и техники Свердловской ЖД, геологический музей. Есть два Дендропарка, зоопарк, множество памятников. Эти памятники украшают территории Университетов, Театров, церквей, разные площади. В районе станции метро «Пл. 1905 года» есть городской пруд, где благоустроено отличное место для отдыха горожан. А заканчивается пруд плотиной, откуда бурлящая вода устремляется вниз и течет дальше, а вокруг плотины фотографируется молодежь. Есть свой цирк, есть даже своя Мега. Кстати, туда ходят не только бесплатные Скании, но и автобусы городских маршрутов, например 27 маршрут. А в целом, она точно такая же, как и у нас. Впрочем, вернёмся к транспорту.
Вообще, город обслуживается 6 видами транспорта: автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи, метро, и городские электрички. Об автобусах, МТ, троллях и трамах мы ещё поговорим, а начнем с электричек. Есть в Екатеринбурге некая организация, называемая ОАО «СПК» (Свердловская Пригородная Компания). Она обслуживает пригородные перевозки, плюс ко всему есть ещё и городской маршрут «Свердловск-Сортировочный – станция Керамик». Проходит маршрут в том числе и через центр города. Стоимость проезда – 9 рублей. Из пригородных перевозок, лучше всего развито Нижнетагильское направление. Интервал поездов там местами достигает 15 минут. На других направлениях электрички ходят по реже, однако относительно разумно. Например, электрички «Свердловск-пасс - Кузино» работают так, что на ст.Кузино можно пересесть на электричку другого направления. Когда мы ехали в деревню, то в 7:20 мы уехали на этой электричке, а по прибытии на ст.Кузино нас уже ждал другой дизель-поезд. Ходит он в каждую сторону всего один раз в день, число вагонов сократилось с 5 до 2-3, но его расписание привязано к электропоездам, на которые можно пересесть, чтобы продолжить свой путь. Впрочем, с 25 мая там тоже поменялось расписание, так что, как там сейчас – не знаю. Что касается ПС, то он там представлен в основном ЭТ2, ЭТ2М, а так же ЭД4. Так же были замечены такие зверьки, как ВЛ-11, ВЛ-11м, ЧС-7 и ЧС-2. Кстати, окрашены электрички в основном, в желто-зеленые цвета и имеют Нижнетагильскую приписку. Вот так вот.)
Движемся дальше. Автобусы в Екатеринбурге работают как на льготной, так и на коммерческой основе. Правда, так до конца и не ясно, есть ли какие то муниципальные автобусы на коммерческих рейсах или нет. Вообще, весь муниципальный автобусный транспорт сосредоточен в 4 автобусных парках, они в свою очередь объединены в ЕМУП МОАП (Муниципальное Объединение Автобусных Парков). Мне удалось, правда, найти дислокацию двух парков, один из них расположен недалеко от вокзала, второй на краю города на ул.Зоологической. ПС этих парков довольно однотипен, но в масштабах города весьма однообразен. Основу его составляют Икарусы-баяны, в основном 283 модели. Их окраска либо бело-синяя, либо бело-красная, либо рекламная. Помимо их есть несколько безгармонных Икарусов, так же паркам принадлежат ЛиАЗы 677, ЛиАЗы 5256, выпущенные либо до 2003 года, либо даже до 2000 года. То есть, как раз то, от чего мы практически избавились. Так же автобусы марки Мерседес, внешне напоминающие наши НИПАЛовские МАНы, притом такие автобусы есть и в сочлененном варианте. Например, их можно видеть на 31 маршруте, который в отличие от нашего 31-го, является ещё и частоходящим маршрутом. Кстати, там интересно распределение сочлененных Икаров по маршрутам. Они есть на таких маршрутах, как: 1, 6, 18, 21, 23, 24, 25, 28, 31, 61, то есть на таких, которых либо нет в нашем городе, либо они не претендуют на звание частоходящих. Впрочем, есть ещё 43, 50, 50а, 57, 60 и 60а маршруты, там тоже присутствуют баяны. Ну а таким маршрутам, как 20, 32, 56 достались ЛиАЗы разных модификаций, в сносном тоже старые, в лучшем случае, Мерседесы. Из новых автобусов, там встречаются, разве что НЕФАЗы Интервалы на основных маршрутах колеблются от 3 минут до 10, а дальше в зависимости от пробок. Но, даже не смотря на пробки, автобусы не проскакивают остановок, стоят на остановках нередко по 2 минуты, нет автоинформаторов, зато везде есть кондуктора. Проблем с персоналом, похоже, нет. В салонах есть наклейки, где указаны данные о парке, телефон диспетчера, указан гаражный номер автобуса и госномер. Кстати, почти все автобусные маршруты имеют маршруточные коммерческие аналоги. Правда, это им особо не мешает, баяны ходят в состоянии ЖИФа, деньги текут в кондукторскую кассу рекою. Многие маршруты есть только в коммерческих вариантах. Например, 14 и 46 маршруты, на которых работают микроавтобусы ISUZU. 27 маршрут, следующий в Мегу, на котором работают Икарус, мерседес, МАН, а так же автобус неизвестной марки. Так же на коммерческой основе работают Богдан А092 (37 маршрут), ГАЗели, Хюндаи, Форды-Транзиты. Так же есть и частные НЕФАЗы. Это, кстати, весьма занятный факт. Если МАНы и Мерсы, частник, скорее всего приобрел по дешевке у автобусных парков, так как они в основном, подержанные, то НЕФАЗы, очевидно, частник купил новыми. Что до стоимости проезда, то в автобусах он составляет 9 рублей, у частника цена колеблется от 9 рублей на маршрутах, которые приравнены к автобусным, до 15-20 рублей на маршрутах, номера которых начинается на цифру 0. Например, НЕФАЗы работают на 048 маршруте, в основном.
За те же 9 рублей можно прокатицца на трамвае или троллейбусе. Вообще, Екатеринбург, это первый крупный город, который я посещаю, где трамвайных маршрутов больше чем троллейбусных. На 28 трамвайных приходится 17 троллейбусных. Впрочем, никто от этого особо не плачет. Трамвайные линии объединены в одну сеть, так же как и троллейбусные линии не разобщены. При этом есть 3 трамвайных депо и два троллейбусных. У этих депо нет номеров, есть только названия, например «Северное депо» (трамвайное) или «Октябрьское депо» (троллейбусное). Поэтому бортовые номера на них трехзначные, а под ними или над ними напечатано название депо, к которому приписаны тролли или трамы. А управляет троллями и трамами ЕМУП ТТУ. Подвижной состав местного ЭТ в основном, старый. Львиная доля трамвайного хозяйства – это Татры Т3 либо Т6В5. Татры классические, большинство сцеплены в системы, Т3 есть в двух вариантах: двухдверные и трехдверные, есть так же с однорядными сидениями. Большинство трамваев находятся под рекламой, притом в системах оба вагона нередко зарекламлены одинаково. А маршруты проложены так, что на многих улицах работает не 1-2 маршрута, а 6 и более. Из новых трамваев есть разве что Спектры, датированные 2006 годом, в основном. Несмотря на возраст вагонов, работают они весьма исправно, пользуются большой популярностью. В час-пик это почти единственное средство передвижения по городу. Обособлены пути в городе по минимуму, но даже несмотря на это, легковушки почти не загромождают пути, потому за время поездки на автомобиле, тебя может обогнать до десятка битком набитых трамваев. У троллейбусов в этом плане, ситуация похуже. Они тратят много времени в пробках, тем не менее, тоже очень популярны. ПС у них представлен в основном ЗИУ-9, выпущенный до 1994 года, хотя может есть и новее. Есть так же 4-5 сочлененных троллей, которые работают на 7 маршруте. На том же маршруте есть Тролзы, такие же как наши. Почти все уже под рекламой, а родная их окраска, предположительно была бело-синей, что-то вроде Дзержинского тролля 069. И как в Дзержинске, номер маршрута часто выводится при помощи электронного табло, а вот маршрут сделан уже в печатном стиле. Троллзы есть и на других маршрутах, например на 4. Есть и Башкирские тролли, тоже зарекламленные, так же был найден один тролль Ивановского КВРа, наподобие наших трех, в той же окраске. Видимо, Иваново все так красит, однотипно.
Добавлю так же, что в трамвайные системы выделяются почти на все маршруты. Даже на 10 маршруте. Кстати, трамвайная нумерация маршрутов оканчивается на 32 номере, плюс есть какой то маршрут номер А. У троллейбусов последним маршрутом является 20-ый.
Отдельно поговорим о проездных. Они существуют в двух видах: на месяц и на 15 дней. Продаются во многочисленных киосках. Итак, с 1 июля 2007 года проездные билеты продаются по следующим ценам:
Для граждан:
Троллейбус: 540 руб/мес, 270 руб/15 дней
Трамвай: 540 руб/мес, 270 руб/15 дней
Трамвай+троллейбус: 765 руб/мес, 385 руб/15 дней
Автобус: 540 руб в месяц.
Для студентов:
Троллейбус или трамвай: 360 руб/мес, 180 руб/15 дней
Троллейбус+трамвай: 510 руб/мес, 255 руб/15 дней
Автобус: 360 руб/мес.
Для учащихся:
Троллейбус или трамвай: 155 руб/мес, 80 руб/15 дней
Троллейбус+трамвай: 240 руб/мес, 120 руб/15 дней
Автобус: 155 руб в месяц
То есть месячный проездной на трам или тролль или автобус для граждан рассчитан на 60 поездок (у нас 40-50поездок), а единый проездной на НЭТ и вовсе на 85 поездок. Таким образом, очевидно, что проездные есть смысл покупать лишь тем, что действительно часто пользуется транспортом, либо едет на работу с пересадкой. Остальные неизбежно будут переплачивать. Правда в народе ходят слухи, что скоро стоимость проезда вновь поднимется. Кстати, в городе нет ЕСПБ. Там есть натуральные льготы в виде халявного проезда, хотя опять таки, по слухам, их все же заменят на льготные проездные, стоимостью в 200 рублей из расчета на 20 поездок.
Метрополитен в Екатеринбурге состоит из 7 станций. Половина из них проходит через центр города, одна из станций (Уральская) находится на некотором расстоянии от ЖД вокзала и практически дышит в спину Северному автовокзалу. Сама эта станция, а так же станции Динамо, пл.1905 года и Геологическая (последняя открытая станция) – станции глубокого заложения, остальные станции уже заложены мельче. Стоимость проезда в метро – 10 рублей, оплата производится жетонами Московского метрополитена. На станциях есть 4 эскалатора, из них работают только 2, по одному в каждую сторону. Но это на глубоких станциях, что на мелкозаложенных, не знаю. Станции оснащены видеокамерами, в поездах работают информаторы. От наших они отличаются, например, тем, что по прибытии на станцию не просят не оставлять свои вещи. Интервалы движения поездов в рабочие дни колеблются от 4 минут в час пик, то 8 минут в остальное время. В выходные колеблются от 6 до 11 минут. При этом метро пользуется большим спросом. Опять таки, никаких пробок, быстрота перемещения, и никаких запредельных шумов в вагонах, в отличие от нашего метро.
Вот пока и все. Вспомню, ещё напишу. Фотки будут чуть позже))