<b>История</b>
Начало первой трамвайной системе Бордо было положено 4 мая 1880 года, когда в городе начал действовать конный трамвай. В 1899 году в городе стал использоваться более прогрессивный электрический трамвай. Эта система развивалась на протяжении многих лет. По состоянию на 1946 год, трамвай Бордо насчитовал 38 маршрутов, протяжённость сети составляла более двухсот километров. Особенностью системы было то, что на многих участках использовался нижний токосъём (из эстетических соображений).
Однако после прихода к власти мэра Жака Шабана-Дельмаса (Jacques Chaban-Delmas) в 1947 году в городе усилилось влияние антитрамвайного, проавтомобильного лобби. Трамвайные маршруты закрывались один за другим. Первая трамвайная система Бордо прекратила своё существование 7 декабря 1958 года.
К 1970-м годам провал проавтомобильной транспортной политики стал очевиден, однако Шабан не признал свои ошибки. Вместо возрождения трамвая был предложен грандиозный проект автоматического метрополитена (VAL). Хотя этот проект был одобрен большинством членов городского совета, он был отвергнут из-за протестов местной общественной организации пассажиров общественного транспорта (TRANSCUB) и из-за сложности геологических условий (песчаные грунты). Идея метрополитена была отвергнута. Однако до тех пор, пока Шабан оставался у власти, возрождение трамвая было невозможно.
<b>В 1995 году новым мэром города был избран Ален Жюппе (Alain Juppe). К этому времени транспортная ситуация в городе находилась уже в стадии коллапса. После двух лет исследований, в 1997 году, городское сообщество Бордо (Communaut; urbaine de Bordeaux, структура, координирующая муниципальные власти Бордо и его предместий и пригородов) утвердило план строительства трамвая. Строительство трамвая началось после того, как в 2000 году центральное правительство признало трамвай в Бордо «проектом всеобщей пользы». Первые рельсы будущей системы были уложены 16 октября в Лормоне.</b>
В марте 2001 года в центре города экспонировались макеты будущих трамваев. Эту выставку посетило восемьдесят тысяч человек. Настоящие трамваи были продемонстрированы публике в октябре 2002 года.
Возрождённая система начала перевозить пассажиров 21 декабря 2003 года, в пять часов утра. В этот день открылось три маршрута. Систему открывали мэр Бордо Ален Жюппе и президент Франции Жак Ширак. В первый день работы системы проезд на трамвае был бесплатным. 25 сентября 2005 года была продлена линия A.
<b>Описание системы</b>
Интересной особенностью трамвайной системы Бордо является использование нижнего (наземного) токосъёма на некоторых участках (в историческом центре города). Третий рельс разделён на восьмиметровые секции, изолированные друг от друга. Благодаря электронике под напряжением находится только та секция третьего рельса, над которой в данный момент проезжает трамвай.
В первое время после открытия эта система часто ломалась и доставляла прочие трудности. Однако впоследствии, после усовершенствований системы, она стала вполне надёжно и чётко функционировать. Сейчас трамвайную систему Бордо ценят не только за то, что она позволяет жителям быстро и удобно перемещаться по городу, но также и за её эстетичность (отсутствие контактной сети).
Новые трамваи — неотъемлемая часть стратегии города по развитию туризма. В 2007 году все три линии будут продлены в направлении пригородов Бордо. Также будет создано прямое трамвайное сообщение между Бордо и соседним городом Мериньяк (Merignac). На всех трамваях будут установлены камеры наблюдения.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE