<b>Валидатор вместо кондуктора</b>
http://63.ru/news/517.html
Скоро в Самаре по примеру других крупных городов появится автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте. Сегодня об электронных проездных на своей пресс-конференции подробно рассказывал руководитель Городского департамента транспорта Валерий Графский.
По его словам, основная задача нововведения состоит в том, чтобы во-первых, повысить качество обслуживания пассажиров, а во-вторых, достичь прозрачности финансовых потоков. И как следствие этого – увеличить количество доходов города. Только по предварительным подсчетам прибыли от такого новшества должны составить как минимум 15%, что в пересчете на деньги – более 200 миллионов рублей в год.
Прежде чем принять столь важное решение, организовали специальную рабочую группу, которая выезжала в другие города, где автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте уже успешно функционирует. Работает она довольно просто: при посадке в автобус (трамвай, троллейбус) пассажир предъявляет электронный проездной, который используется по принципу банковской карточки. У кондуктора для этого имеется специальное считывающее устройство (ридер), размеры которого сопоставимы с габаритами мобильного телефона. На автобусах без кондуктора установят стационарные считывающие устройства. При входе в салон общественного транспорта пассажир будет подносить электронный проездной к транспортному терминалу (валидатору), который определит возможность оплаты проезда. После чего произойдет автоматическое списывание суммы, равной стоимости проезда.
Для студентов, школьников, пенсионеров и других категорий граждан, попадающих под определение льготников, будут предусмотрены специальные именные карты с фотографиями владельцев. Льготные проездные станут распространяться через Департамент образования и органы социальной защиты. В случае утери именной карты ее легко будет заблокировать и снова восстановить, сохранив имеющуюся на счету сумму.
Что касается гостей города или тех людей, которые обычно общественным транспортом не пользуются, то им придется приобретать разовые карты. Стоить они будут дороже, без учета компенсации города, которая в настоящее время составляет около пяти рублей.
Количество денег на пластиковом проездном билете легко пополнить в специальных пунктах. Их по городу планируется открыть около 200. Кроме того, по словам Валерия Графского, платежи будут приниматься в специальных автоматах, находящихся в любом более или менее крупном магазине, а также в местах оплаты мобильной связи.
Для реализации проекта, который планируется осуществить до первого июля будущего года, определен интегратор – Центр финансовых технологий. «Они уже занимались введением подобной системы в Челябинске и Новосибирске, поэтому фирме можно доверять», – заметил руководитель Городского департамента транспорта.
Все расходы, связанные с переходом на электронные проездные Центр финансовых технологий берет на себя. После с общего числа сборов им перечислят определенный процент. Таким образом, ни для городского бюджета, ни для транспортных предприятий каких-либо дополнительных расходов в связи с этим не предвидится. Кроме того, в автоматизированной системе оплаты отмечено дополнительное преимущество – вся информация, поступающая с ридеров и валидаторов, будет передаваться в центр обработки данных, который, в свою очередь, сформирует необходимые отчеты для дальнейших расчетов с транспортными предприятиями. Это же позволит отслеживать пассажиропоток.
Проект перехода на новую систему оплаты в городском транспорте начнет осуществляться приблизительно в марте-апреле 2008 года. На этот счет уже подписано соответствующее постановление главы городского округа Самара Виктора Тархова. Первое время для удобства пассажиров будут действовать обе системы оплаты – наличная и безналичная. В последующем все пассажиры полностью перейдут на пластиковые карты.
Что касается самих жителей, то многие из них, также как и организаторы проекта, уверены, что нововведение упростит процедуру оплаты. Технический прогресс наступает, и это не может не радовать, говорят они. А вот пенсионеры ко всему новому относятся с опаской. Кстати, по словам Валерия Графского, с горожанами по поводу новых проездных билетов еще будут проводиться разъяснительные беседы, так что переход на автоматизированную систему обещает быть плавным и не вызвать ни у кого паники.