В Ярославле я бывал много раз и всегда проездом. Обычно в городе проводил по несколько часов. В этот раз у меня был очень большой запас времени, и я решил в кои-то веки покататься на трамвае, что раньше мне не доводилось ни разу.
Фотоотчёт из Ярославля можно посмотреть тут: <b>http://photofile.ru/users/nnyar/3015510/</b>
Ниже приведены комментарии к фотографиям.
Но в начале некоторые сведения... В настоящий момент в Ярославле работают 5 трамвайных маршрутов: 1, 3, 5, 6, 7. Троллейбусных (без учёта временных изменений) 8: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9. На настоящий момент это немножечко не так - об этом в отчёте. Автобусные маршруты не считал) Ходят басы "всяких разных" моделей. Маршрутные такси, как и в Нижнем Новгороде, в большинстве своём "ПАЗики", но как мне показалось, более чистые и отремонтированные. Есть и "ГАЗели", но не так много.
Стоимость проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах - 8 рублей. Стоимость проезда в маршрутках - 12 рублей.
<b>Кадр №1</b>
Начну с давно знакомой мне вещи - троллейбуса второго депо. На фото - "пятёрка" на остановке "Московский вокзал". Обратите внимание на цвет маршрутоуказателя - такие бывают только у маршрута №5. А у маршрута №9, например, они синие. Видимо, раньше во втором депо каждый маршрут имел ещё и свой цвет. Сейчас гармония несколько нарушена - на №4 маршрутоуказатели самые обычные, хотя я сам когда-то видел "жёлтый".
Троллейбусных маршрутов в Ярославле мало, троллейбусов - много. Интервал в движении "пятёрки" очень небольшой. Я бы даже сказал - избыток машин. Так, несколько лет назад мне показалось, что тролли в Ярославле едут слишком медленно! Возможно, дело как раз в графике и огромном числе троллейбусов на маршруте.
Видимо, "тролли" (в отличие от Нижнего) очень редко кидают с маршрута на маршрут. Иногда сбоку маршрутоуказатель не висит, а прямо краской написано - маршрут и конечные. Если перекинут - табличку поставят, однако на очень многих троллях второго депо можно верить именно нанесённому на бок.
<b>Кадр №2</b>
А это "моржрудго". Маршрут №99 - за это и попала в кадр.
Нумерация автобусов и МТ в Ярославле единая. Причём, они вперемешку. Так, №36 - это маршрутка, а №42 - таки-автобус. Однако большинство МТ имеют номера от 70 до 99.
Причём, если маршрутка дублирует автобус, то у неё (в отличие от костромских) номер маршрута другой. МТ 82 - это автобус 18, обычно на "ПАЗике" стоят оба номера маршрута. МТ 81 - это автобус №20, правда, последний, судя по всему, отменён.
<b>Кадр №3</b>
А это троллейбус первого маршрута - от центра до вокзала.Принадлежит первому депо. Это можно видеть по бортовым номерам - до "сотни" первое депо, после "сотни" - второе.
На данном тролле маршрутоуказатель для первого депо нестандартный, но мне он понравился больше, чем...
<b>Кадры №4, 5, 6</b>
...чем на тролле, на котором я и прокатился. Обычный передний маршрутоуказатель на троллейбусах первого депо выглядит именно так. На данном экземпляре в центре номер, слева написано "Красная площадь" и "Ярославль Главный", а справа - "Ярославль Главный" и "Красная площадь". Для кого они повторяют два раза - я так и не понял. Будто конечные (!) могут по-разному называться в зависимости от направления движения троллейбуса.
Этот тролль с бортовым номером 52 мне потом ещё раз встретился вечером. Увы, я не смог щёлкнуть тролль 1-го маршрута с бортовым номером 1. Было темно.
<b>Кадр №7</b>
А это площадь Труда. Именно до неё я добрался на троллейбусе, и с неё же начал своё трамвайное путешествие.
Там ходят маршруты трамвая №№1, 7. Только вот "семёрку" поймать удалось не сразу - прошли 4 или 5 "первых". Что странно - я до сих пор не понимаю, как я пропустил №7, двигающийся в обратную сторону - там ведь до конечной рукой подать!
<b>Кадр №8</b>
Тут трам выглядит достаточно симпатично...
<b>Кадры № 9, 10, 11</b>
А тут старый и обшарпанный "гроб" КТМ-5.
КТМ-5 составляют большинство трамвайного парка Ярославля. И многие именно такие - с облупившейся краской, жалким подобием граффити на стёклах... Нельзя сказать, что о трамваях совсем не заботятся - недавно в Ярославль вернулись КТМ-5 после КВРа. Выглядят весьма симпатично и аккуратно. Один из таких будет ниже. Есть в городе и КТМ-19! И КТМ-8, но мне в объектив он так и не попался.
Однако большинство - как на этих кадрах. Поэтому у некоторых ярославцев и выработалось негативное отношение к трамваям, как к грязным и медленным коробкам. Мне как-то один знакомый сказал: "Если они исчезнут, я расстраиваться не буду". Впрочем, насчёт "медленных" звучит странно - я катался немного, но ни разу не видел совмещённого полотна! Трамваи движутся либо по "выделенке", либо по "трамвайным" улицам. И именно сейчас это особо важно! Почему - скажу ниже.
<b>Кадр №12</b>
Ещё одна "единичка"...
<b>Кадры №13, 14, 15</b>
А вот вам полотно. Видите "горку". Она небольшая, но достаточно крутая. На фото №15 виден трамвай, в неё поднимающийся.
И опять №1(((
А мне нужен был именно №7.
В конце концов, я не выдержал и сел на "первый". Чтобы увидеть, что сразу за ним и подошла "семёрка". Слава Богу, за одну остановку кондукторша ко мне подойти не успела)
<b>Кадр №16</b>
Вот она, долгожданная.
<b>Кадр №17</b>
Боковой маршрутоуказатель. Волгоградская - это улица. А Мукомольный - нет, не завод, а переулок.
И вот представьте себе... Едем мы едем, выехали на проспект Октября. По нему должны троллейбусы ходить, а их - нет...
Потом мост-виадук через железную дорогу. Трамвайный исправен, а автомобильного... просто нет! Его "разобрали" на ремонт. После виадука проспект внезапно продолжился, но на нём практически не было автомобилей. Что неудивительно...
Вот где действительно полезен трамвай! В этом месте он был заполнен почти до состояния ЖиФ, а после разобранного моста возле ЯМЗ вышло чуть не полвагона
Троллейбусы, впрочем, ходили по особым маршрутам. Укороченные 4 и 8 как раз возле ЯМЗ и разворачивались.
А затем наш трамвайчик встал в пробку...
<b>Кадр №18</b>
Нет, это не кадр заброшенного КТМ-5 в депо. Это вполне действующий вагон 6-го маршрута, который перевозит людей...
Только разрисованный излишне. Народу нет, ибо пробка.
<b>Кадры №19, 20, 22</b>
Вот она, пробка, и есть. На фото ещё несколько вагонов.
<b>Кадр №21</b>
А это просто автобус шестого маршрута. Сзади - троллейбус седьмого.
<b>Кадры №23, 24, 25</b>
Вот вам и укороченные до моторного завода рейсы троллейбусов. Честно говоря, наличие маршрута 2к меня удивило - "Двойка" ходит совсем в другом месте, и ремонт ей не мешает. То ли дело тролли №4 и 8! На кадре 25 виден этот ужасный маршрутоуказатель первого депо.
<b>Кадры №26, 27</b>
Это всё ещё та пробка. Она была вызвана не аварией, а ремонтом. Смотрите сами:
<b>Кадры №28, 29</b>
Ремонтируют одну колею. На это время рельсы двух путей соединили между собой, и достаточно длинное расстояние (я не мерил, но думаю, что там не меньше 400 - 500 метров) действует "однопутка". На фото КТМ-19 5-го маршрута (с электронным маршрутоуказателем! Почему у нас таких нет?) двигается по этой однопутке.
<b>Кадр №30</b>
На новых или отКВРенных трамах такие наклейки - в 2010 году Ярославлю исполнится 1000 лет!
<b>Кадр №31</b>
Однопутка. Трамваи пропускают по очереди по одному - сначала с одной, потом с другой стороны. Этим и объясняется пробка, в которой застревают уже несколько трамваев одного маршрута. Возможно, поэтому я так долго и не мог "семёрки" дождаться...
<b>Кадр №32</b>
Маршрут 8к.
<b>Кадр №33</b>
А вот троллейбусной "семёрке" ремонт моста не мешает - она идёт другим путём.
<b>Кадры №34, 36, 38</b>
Трамваи на однопутке.
<b>Кадр №35</b>
Ещё одна троллейбусная "семёрка".
<b>Кадр №37</b>
Проспект Октября. Сплошная промышленная зона.
Это не то, что в Нижнем: дома, дома, дома, завод, дома, дома, завод... Там большинство заводов сконцентрированы в одном месте, где домов жилых в принципе нет. Только вот располагается это всё в паре километров от центра города... А за промзоной - Брагино (Дзержинский район). Теперь-то я понимаю, почему ярославцы произносят "Брагино" так, как будто это другой город - туда добираются только через промзону.
<b>Кадры №39, 40</b>
Остановка. Трафареты.
<b>Кадры №41, 42</b>
Ещё тролли.
На этой остановке я сел на тролль №7, чтобы доехать обратно до центра Ярослал
<b>Кадр №43</b>
Троллейбус №3. Фото из окна троллейбуса.
<b>Кадр №44</b>
А вот и информация об изменённых маршрутах на время ремонта! Почти всё верно - видел и 4к, и 4, идущий по другому пути в объезд... Только они ещё 2к открыли.
<b>Кадр №45</b>
"Йа дивятко". Тролль №9 на улице Советской. Центр.
Дальше я шёл пешком и снимал всё, что попадётся на пути.
<b>Кадр №46</b>
МАЗ 26-го маршрута! Так и хочется сесть и поехать на москарь или в Кузнечиху)))
<b>Кадр №47</b>
Ещё одно "дивятко". На пл. Богоявления.
<b>Кадр №48</b>
Пл. Богоявления. Автобус №13 на конечной.
Оттуда было рукой подать до пер. Мукомольного...
<b>Кадр №49</b>
А теперь о грустном... Вот такая табличка висит на конечной остановке "Мукомольный переулок". Трамвай остался лишь на одном берегу Которосли, на другом же (совсем рядом с центром!) исчез сначала маршрут №4, теперь и 2. С демонтажом рельсов!
А ведь когда-то трамвай был основным видом транспорта! См. сайт Ярославского трамвая.
<b>Кадр №50</b>
КТМ-19 на 1-м маршруте.
<b>Кадры №51, 52, 53</b>
А вот и обещанный КВРенный КТМ-5! Единственный, который мне удалось сфотографировать - так, на глаза мне и другие попадались, но мельком. Больше не "ребристый" кузов)
Может, и Нижнему для автозавода такое надо?
Этот трамвай я назвал бы "пи". Маршрут №3, а бортовой - 14.
<b>Кадры №54, 55, 56, 57</b>
Ещё несколько вагонов на конечной "Мукомольный переулок".
Интервал движения сравнительно небольшой.
<b>Кадр №58</b>
КТМ-19, на котором мне удалось прокатиться.
<b>Кадр №59</b>
И снова о грустном... Это - рельсы в центре города!
Закончил трамвайно-троллейбусно-пешеходное "кольцо" своё я там, где и начинал - на пл. Труда.
<b>Кадр №60</b>
С чего начали - тем и закончим. Троллейбус №5 на ул. Гагарина. Остановка "ул. Павлова" или "Анлант".
А я тоже закончил тем, чем начал. И первая и последняя поездка по Ярославлю в тот день у меня была - на маршрутке от Московского до Главного вокзалов. Только номера маршрутов разные.
Отправка отредактированного (26-08-07 14:25)