Обзор нижегородской прессы
22 июля 2004
Нижегородская правда
Транспорт
В Н. Новгороде грядет транспортная реформа. Городские власти беспокоит количество маршрутных такси, которых стало слишком много. Каждый день в рейс выходит около 1500 автобусов, из них 150-160 социальных. 653 предпринимателя занимаются частными пассажирскими перевозками. Водители маршруток стараются забить автобусы полностью. Гонки водителей маршруток с целью посадить как можно больше пассажиров стали притчей во языцех. По словам зам. начальника УГИБДД Василия Богачева, за полгода по вине водителей пассажирского транспорта в области произошло 41 ДТП, в которых погибли трое человек, 60 получили ранения. Причинами ДТП стали превышение скорости, выезд на встречную полосу, сокращение дистанции, нарушение правил перевозки людей. В 2004 году сотрудниками ГИБДД было зафиксировано более 3200 нарушений водителями маршруток правил дорожного движения. В ходе проведения профилактических операций сотрудники УГИБДД выявили 1713 случаев выхода на линию неисправных автобусов. Директор департамента транспорта и связи администрации Н. Новгорода Владимир Грибов говорит, что договоры о техническом и медицинском обслуживании у частников часто оказываются фиктивными, водители пренебрегают прохождением технического контроля. В Н. Новгороде 117 автобусных маршрутов. По мнению Грибова, многие из них дублируют друг друга, отсюда "пробки", загазованность и прочие проблемы. По подсчетам Грибова, лишними являются 350-400 автобусов. Это один из основных постулатов транспортной реформы, задуманной в мэрии. Однако в часы пик нижегородцы просто штурмуют автобусы. В департаменте транспорта это объясняют тем, что маршрутки ПАЗ-3205 не предназначены для городских пассажирских перевозок, эта модель была разработана для перевозок доярок с фермы на ферму. А в Н. Новгороде "пазики" стали основным видом пассажирского транспорта. Авторы транспортной реформы предполагают, что "пазики" будут вытесняться автобусами большой вместимости. Грибов говорит, что будут закупать подержанные импортные машины, более дешевые. Директор департамента транспорта считает, что если город будет насыщаться машинами большой вместимости, автобусов станет в три раза меньше. Интервалы движения автобусов увеличатся, но Грибов не видит в этом проблемы. Все это в перспективе, пока решено навести порядок в имеющемся хозяйстве. Грибов говорит, что в городе создана маршрутная сеть "от порога до порога", в полуторамиллионном городе так транспортную сеть строить нельзя. Сейчас в Н. Новгороде учитываются только потребности населения, но не пропускная способность дорог и экономическая целесообразность. Началась ликвидация параллельных маршрутов. Уже издан приказ о слиянии Т-45, Т-145 и Т-131 в один маршрут с единым расписанием. С 1 июля маршрут называется Т-45. По словам Грибова, до конца года произойдет перенумерация всех параллельных маршрутов. Автобусы будут контролироваться единой диспетчерской службой, это уже апробируется на маршруте Т-138. Главное, считают авторы транспортной реформы, закрепить маршрутки за транспортными предприятиями, на базе которых водители будут проходить все ступени контроля. Грибов официально заявил, что если у предпринимателя договор на техническое обслуживание заключен с одной организацией, а на медицинское с другой, отношения с ним будут прерываться. Директор эксплуатационной коммерческой фирмы "Нижегородец" Алексей Гойхман предложил закрепить все частные транспортные предприятия за "Нижегородпассажиравтотрансом", за использование маршрутов взимать плату 10-15 тысяч рублей за единицу транспорта в зависимости от пассажиропотока и вместимости. По подсчетам Гойхмана, в результате прибыль "Нижегородпассажиравтотранса", который он предлагает передать на баланс муниципалитета, составит около 18 млн рублей в месяц. Эти средства можно пустить на обновление подвижного состава, ремонт остановочных павильонов. Правда, неясно, как это повлияет на стоимость проезда. Скорее всего, по такому пути мэрия не пойдет. Грибов заявил, что никто не собирается вгонять рыночную среду в жесткие административные рамки. Просто в администрации хотят, чтобы предприниматели выполняли определенные правила и работали цивилизованно. Разработчики транспортной реформы мечтают выдворить автобусы из центра города и отдать его электротранспорту. Гендиректор "Нижегородского троллейбуса" Олег Яушев приводит в пример Париж и Лондон, где сейчас восстанавливают ранее уничтоженные трамвайные пути. В Н. Новгороде парк электротранспорта сейчас изношен более чем на 60%. В городском бюджете 2004 года впервые заложена строчка на капремонт трамваев и троллейбусов - 65 млн рублей, сумма недостаточная, но все же. По мнению Грибова, если реформирование автобусных перевозок удастся, трамвайно-троллейбусное движение в городе оживится. Директор департамента транспорта говорит, что лишние автобусы разом убирать не будут. Он призывает дать профессионалам возможность определить, как организовать в городе пассажиропотоки. Между тем нижегородский изобретатель Александр Арзамасцев получил патент на новое транспортное средство. Оно представляет собой раму, ходовые колеса с ножным приводом и приспособление для поклаж. Вес транспортного средства около 8 кг, оно приводится в действие при помощи педалей или за счет отталкивания ногами от дорожки. Изобретатель считает, что это экологически чистое средство еще и отличный спортивный снаряд. Средняя скорость движения - 20-30 км/час. Передвигается средство по нитям путепровода, который Арзамасцев предлагает оборудовать защитными прозрачными стенками с вентиляционными проемами, крышей, осветительными электроприборами, специальными площадками для хранения транспортных средств и помещениями для дежурного по остановке, где предполагается продажа билетов по цене 30-50 копеек за км пути. Свое изобретение Арзамасцев намерен представить мэрии.