Президент Ассоциации судоходных компаний России (АСК) Николай Смирнов:
– На внутренних водных путях России в настоящее время находится в эксплуатации свыше 32 тыс. судов различного класса. Из них 20,5 тыс. используется на перевозках грузов и пассажиров.
По данным АСК, средний возраст речных судов превышает 28 лет. Основная часть сухогрузов и танкеров класса «река – море» построена 24 года назад. За последнее десятилетие отечественный речной флот не пополнился ни одним новым судном.
Причина проста. Речные суда работают только в течение 6 – 7 месяцев в году. Кроме того, низкая рентабельность перевозок не позволяет речным судоходным компаниям создать необходимые ресурсы для воспроизводства флота. Длительные сроки окупаемости и высокие процентные ставки по кредитам российских банков, краткосрочность кредитов не позволяют российским судовладельцам привлекать крупные инвестиции в новое строительство.
Если ситуация коренным образом не изменится, то в 2007 – 2010 годах произойдет массовое списание на металлолом судов с истекшим сроком эксплуатации. Это приведет к острейшему дефициту речного тоннажа и резкому снижению объемов грузовых и пассажирских перевозок по рекам. По нашим исследованиям, особую тревогу вызывает старение танкеров судоходных компаний восточных бассейнов, обеспечивающих завоз топлива в северные и арктические районы.
Ранее в СССР в системе Минречфлота России действовало свыше ста судоремонтных и судостроительных заводов, которые восстанавливали и модернизировали основной парк судов речного флота. Однако отсутствие заказов на строительство судов привело к полному развалу этих предприятий. Сотни тысяч высококвалифицированных специалистов ушли в другие отрасли.
И тем не менее я уверен, что уже в ближайшие 2 – 3 года мы сможем резко улучшить положение дел в речной отрасли. Во-первых, президентом РФ принято решение о создании мощной государственной корпорации по гражданскому судостроению. В ее состав войдут все государственные предприятия отрасли, а также активы государства в акционерных компаниях. Во-вторых, федеральные органы власти наконец-то повернулись лицом к решению вопросов российского флота. Приняты меры по поддержке лизинга в судостроении. Думаю, именно с созданием лизинговых схем мы сможем решить вопрос обновления речного флота России.
© «Гудок» 21.03.2007
http://www.gudok.ru/index.php/45981