<b>Вопрос (Е. Евсеева, «Регнум»): Почему такие долги у метрополитена, и какие они будут в следующем году?</b>
Булавинов В.Е.: Метрополитен обеспечивает примерно 10% от своей плановой мощности, потому что очень мало перевозит пассажиров, а затраты идут в полном объеме. И на следующий год сумма, которой не хватает для обеспечения стабильной работы, составляет 143 млн. рублей. Я на оперативке говорил, что у нас на весь капремонт школ 60 млн. руб., а только дотировать метро – 143 млн. руб. Для бюджета города это очень большая сумма. Причем, проблема в том, что уже принято решение для метрополитена и ТТУ отменить все льготы по электроэнергии, и рост цены за каждый Квт будет составлять 70%. У нас появится отдельная проблема с ростом тарифов и стоимостью проезда в электротранспорте. Если сегодня стоимость электричества у нас высчитывается по социальному тарифу, то повышения цены на 70% с Нового года – это будет большой бедой для всего электротранспорта.
<b>Вопрос (Е. Евсеева, «Регнум»): В этом году какие убытки?</b>
Булавинов В.Е.: Около 100 млн. рублей.
<b>Вопрос (М. Горева, «День города. Нижний Новгород»): Очевидно, что обеспеченность нашего метро зависит от его развития. Будет что-то делаться?</b>
Булавинов В.Е.: В этом году из федерального бюджета выделено более 600 млн. рублей на строительство метромоста. Кредиторской задолженности вообще нет. Сегодня на заводах изготавливаются конструкции для того, чтобы перекрывать пролеты, и их монтаж уже идет. Первая часть пролетов до острова сделана, финансирование строительства идет. Но метрополитен начнет полностью исполнять свою нормальную функцию, если его продлить до станции Сенной, но на это необходимо несколько лет. Там очень большой объем финансовых вложений.
<b>Вопрос (М. Горева, «День города. Нижний Новгород»): Сколько лет?</b>
Булавинов В.Е.: Все зависит от объема финансирования. Подрядные организации готовы работать гораздо быстрее, но все упирается в деньги. Если сам метромост стоит свыше 3 млрд. рублей, то дальше идти "щитом" до станции на ул. Горького с последующим выходом на станцию Сенная – это еще примерно 10 млрд. рублей. Все упирается только в финансовый вопрос, а все остальные вопросы решаются просто и понятно. Площадки под строительство станций зарезервированы – там строительство можно начинать хоть завтра, все зависит только от денег. И только после этого метрополитен начнет нормально работать.
Но не надо забывать, что у нас самый дешевый проезд в метро. Если в Москве стоимость проезда около 15 руб., в других города – около 10 руб., а у нас – 6 рублей. Это тоже сказывается, но повышать тариф для метрополитена бессмысленно, потому что люди в этом случае просто не будут пользоваться, и сумма убытков меньше не станет. Поэтому мы сейчас ищем пути максимально задействовать все внутренние возможности, чтобы на следующий год не планировать большого повышения по проезду в электротранспорте, иначе электротранспорт станет неконкурентоспособным.
<b>Вопрос (Е. Стариченкова, «Нижегородские новости»): У нас был такой интересный проект, объединенный между ТТУ и метрополитеном сделать трамвай, где проход был бы с тем же жетоном, что и в метрополитене. Потом от этого проекта отказались. Может быть, вернуться к этому?</b>
Булавинов В.Е.: У нас ведь и ТТУ является дотационным. Мы дотируем в том числе и ТТУ, и на следующий год сумма дотации составит тоже около 60-80 млн. рублей. Поэтому если мы сделаем сквозной жетон, то мы будем перекладывать из одного кармана в другой, а сумма убытков меньше не станет.
<b>Вопрос (Е. Стариченкова, «Нижегородские новости»): Может быть, пассажиров больше будет?</b>
Булавинов В.Е.: Я вернусь к этому вопросу, мы еще раз посмотрим и посчитаем. Но если раньше электротранспорт выигрывал за счет цены, то сегодня в условиях больших пробок трамваи и троллейбусы вынуждены, особенно во время аварий, стоять часами. Мы теряем пассажиров, потому что автобусам проще объехать ту же аварию и продолжить маршрут, а трамваи и троллейбусы стоят часами, и есть определенный отток на сегодняшний день от электротранспорта. Это тоже приносит большие убытки. Многие видели, как любая авария на Канавинском мосту ведет к тому, что часами стоит по 15-20 трамваев, и люди от этого не в восторге.
Насчет ТТУ я принял решение и дал поручение в среду срочно начать программу поставить систему АИИСКУЭ для того, чтобы, учитывая большой рост по электроэнергии для ТТУ и метрополитена, можно было начать программу эффективного сбережения по электроэнергии, и выйти на НОРЭМ, а для этого нужна установка системы АИИСКУЭ. Со следующего года стоимость электроэнергии возрастет до 1,7 руб. за 1 Квт час. Это для ТТУ станет большим ударом. Сейчас чуть больше 1 руб. Цена НОРЭМа составляет 80 коп. А так как мы покупаем у "Нижновэнерго" электроэнергию, то они закладывают большой количество собственных убытков в стоимость каждого Квт. Поэтому рост цен будет очень большим, и сейчас мы занимаемся тем, чтобы не было повышения большого по стоимости проезда. Будем искать другие резервы, но ни в коем случае не взвинчивать цены, как в Москве.