<b>Трамвай</b>
*** Франция ***
Париж -
старая сеть закрылась в 1937 году
новая сеть с 1992 года (ответвление в 2003 году), ещё одна новая сеть с 1997 года (в 2005 году длина поездов удвоена в ответ на большую популярность). Сооружаются два участка продления (в том числе один - под трамвай-поезда), и ещё одно продление начнёт сооружаться в 2006 году.
<http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Paris-tramway.jpg>
<http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/03/T1_a_bobigny_pablo_picasso.jpg/300px-T1_a_bobigny_pablo_picasso.jpg>
Страсбург - новая сеть с 1994 года
Руан - новая сеть с 1994 года
Орлеан - новая сеть с 2000 года
Монпелье - новая сеть с 2000 года
Лион - новая сеть с 2000 года
Бордо - новая сеть с 2003 года
Мюлуз - новая сеть с 2006 года
Валансьен - новая сеть с 2006 года
Тулуза, Анже, Ле Ман, Ницца, Тулон - планируются или строятся новые сети
Марсель - историческая трамвайная сеть закрыта в 2004 году на переустройство, откроется в 2007 году
*** Германия ***
Дуйсбург - развитие системы "штадтбанов" с 1992 года
Обергаузен - новая сеть с 1996 года
Саарбрюккен - новая сеть с 1997 года, линия во Францию
Хайльбронн-на-Неккаре - новая сеть с 2001 года
Бранденбург - часть сети закрыта в 2002 году
Хемниц - развитие трамвай-поездов с 2002 года
Наумбург-на-Заале, Саксония-Ангальт - движение прекращено в 1991 году из-за плохого состояния пути, планируется восстановление
*** Норвегия ***
Трондхейм - в 1990 году восстановлена пригородная линия трамвая
*** Польша ***
Познань - новый скоростной трамвай с 1997 года
*** Румыния ***
Ботошани - новая сеть с 1991 года
*** Испания ***
Валенсия - новая сеть с 1994 года
Ла-Корунья - восстановленный ретро-трамвай с 1997 года, планируется современная трамвайная сеть
Бильбао - новая сеть с 2002 года
Аликанте - новая сеть с 2003 года
Барселона - две новые сети с 2004 года
Севилья, Санта-Крус-де-Тенерифе - строятся новые сети, откроются в 2006 году
Мадрид, Витория-Гастейс - строятся новые сети, откроеются в 2007 году
Малага - строится новая сеть, откроется в 2009 году
*** Швейцария ***
Лозанна - трамваем замещён троллейбус с 1991 года
Бе - единственная однопутная линия с одним вагоном закрыта в 2002 году, но пути оставлены
*** Соединённое Королевство ***
Манчестер - новая сеть с 1992 года ("Манчестер Метролинк")
Шеффилд - новая сеть с 1994 года
Бирмингем - новая сеть с 1999 года ("Мидленд Метро", доходит до Вулвергемптона)
Лондон -
старая сеть закрылась в 1952 году
новая сеть с 2000 года (в Кройдоне, "Трамлинк") <http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Tramlink_East_Croydon.jpg>
планируются и строятся новые участки
Ноттингем - новая сеть с 2004 года
*** Греция ***
Афины - новая сеть с 2004 года
*** Ирландия ***
Дублин - новая сеть с 2004 года
*** Италия ***
Генуя - новая сеть с 1990 года, развивается
Сассари, Сардиния - строится новая сеть
*** Люксембург ***
Люксембург - строится новая сеть
*** Нидерланды ***
Гаага - первый подземный участок ("преметро" или "семиметро") открылся в 2004 году
*** Португалия ***
Порту - новая сеть с 2002 года
*** Украина ***
Константиновка - движение закрыто, планируется восстановление (проблемы с финансированием)
Киев - с закрытием движения по мосту Патона сеть разорвана на две части
*** Автралия ***
Сидней - первая линия по современным стандартам открыта в 1997 году
*** Новая Зеландия ***
Крайстчёрч - восстановленный ретро-трамвай с 1995 года
*** Канада ***
Нельсон, Британская Колумбия - восстановленный ретро-трамвай с 1992 года
Эдмонтон - восстановленный ретро-трамвай с 1997 года; Эдмонтон стал одним из первых городов, начавших развивать современное трамвайное сообщение, новая сеть открылась в 1978 году и с тех пор расширяется
Ванкувер - восстановленный ретро-трамвай с 1997 года; строится новая современная сеть
Оттава - новая сеть с 2001 года (на дизельной тяге)
*** США ***
Лос-Анджелес - новая сеть с 1990 года, линии в Пасадену и Сан-Педро с 2003 года
Балтимор - новая сеть с 1992 года
Сент-Луис - новая сеть с 1993 года, линия в Бельвиль - с 2001 года
Мемфис - новая сеть с 1993 года
Денвер - новая сеть с 1994 года
Даллас - новая сеть с 1996 года
Солт-Лейк-Сити - новая сеть с 1999 года
Джерси-Сити - новая сеть с 2000 года
Тампа - новая сеть с 2002 года
Такома, Вашингтон - новая линия с 2003 года
Литл-Рок - новая сеть с 2004 года
Хьюстон - новая сеть с 2004 года
Миннеаполис - новая сеть с 2004 года; Миннеаполис интересен тем, что в нём климатические условия (в частности, глубина промерзания почвы зимой) близки к московским
Кэмден—Трентон, Нью-Джерси - новая линия с 2004 года
Тусон, Аризона - восстановленный ретро-трамвай с 1993 года; строится новая современная сеть, откроется в 2009 году
Шарлотт, Северная Каролина - восстановленный ретро-трамвай с 1996 года; строится новая современная сеть, откроется в 2007 году
Кеноша, Висконсин - восстановленный ретро-трамвай с 2000 года
Финикс, Аризона - строится новая современная сеть, откроется в 2008 году
Детройт - в 2003 году закрыта линия ретро-трамвая
Сиэтл - работа ретро-трамвая приостановлена с 2005 по 2007 год; строится новая современная сеть, откроется в 2009 году
*** Парагвай ***
Асунсьон - сеть закрыта в 1995 году
*** Чили ***
Икике, Чили - восстановленный ретро-трамвай с 2004 года
<b>Троллэйбус</b>
Список стран включает в себя страны Европы (за пределами России) и Северной Америки. Большие города - это города с населением свыше 1 миллиона человек, включая пригороды.
---------------------
Европа
Австрия
3 города
В 10 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Вене два раза (в 1938 и 1958 годах), а также в Капфенберге (в 2002 году)
Иннсбрук - сеть работала с 1944 по 1976 год, открылась вновь в 1988 году, но снова стоит вопрос о закрытии
В последние 15 лет развития не было
Планов нет
Белоруссия
7 городов, в том числе один большой (Минск)
В последние 15 лет некоторое развитие, новых систем не было
Планы по строительству ещё в 9 городах
Бельгия
1 город, Гент - открылась в 1989 году, работа приостанавливалась в 2004-2005 годах
Планов нет
В 3 городах сети закрылись
Босния-Герцеговина
1 город, Сараево - открылась в 1984 году, работа приостанавливалась в 1992-1995 годах
Планов нет
Болгария
15 городов, в том числе один большой (София)
В 1 городе, Казанлаке, сеть закрылась в 1999 году
Хасково и Пазарджик - сети открылись в 1993 году
Остальные, кроме Софии и Пловдива, открылись в 80-е годы
В Благоевграде ведшееся строительство было заброшено
Хорватия
В 2 городах сети закрылись
Планов нет
Чехия
13 городов
Ческе-Будеёвице - открылась в 1991 году, причём ранее там уже имелись сети в 1909-1914 и 1948-1971 годах
Хомутов—Йирков - открылась в 1995 году
В 5 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Праге; 2 города из этих пяти имели общую сеть
Дания
В 2 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Копенгагене два раза (в 1963 и 1998 годах, причём последняя открылась в 1993 году)
Планов нет
Эстония
1 город, Таллин
Финляндия
В 2 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Хельсинки два раза (в 1974 и 1985 годах)
Планов нет
Франция
5 городов
Кан - в 2002 году открылась линия на обособленной полосе (вид транспорта именуется "трам сюр пнё", трамвай на шинах; вагоны оснащены пантографами и направляются по траектории рельсом. Таким образом, это некий гибрид троллейбуса и трамвая <http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Tramway_de_Caen.jpg>).
Нанси - в 2001 году на замену существовавшей линии дуобуса открылась линия на обособленной полосе ("трам сюр пнё"), работа приостанавливалась в 2001-2002 годах
В 30 городах сети закрылись, в том числе в 2 больших городах - Париже (несколько сетей, последняя закрылась в 1966 году) и Марселе (в 2004 году), - а также в Гренобле в 1999 году.
Есть планы по строительству линии "трам сюр пнё" на юге парижского региона
Германия
3 города
В 77 городах (не считая ещё 7 отошедших к Польше и России) сети закрылись, в том числе в 4 больших городах - Берлине (несколько сетей, последняя закрылась в 1973 году), Гамбурге (в 1958 году), Мюнхене (в 1966 году) и Кёльне (в 1959 году), а также во всех городах Рейнско-Рурской агломерации, кроме Золингена
В Потсдаме движение закрыто в 1995 году, в Веймаре - в 1993 году
В Эссене движение троллейбусов закрылось в 1959 году, а дуобусов - в 1995 году
В последние 15 лет развития не было
Планов нет
Особенностью Германии является то, что большое число систем было открыто в годы Второй Мировой войны, когда нефть и нефтепродукты были большой ценностью. Линии открывались также и на оккупированных территориях
Греция
Афины (включая Пирей, который раньше был отдельным городом)
Венгрия
3 города, в том числе большой город Будапешт
В последние 15 лет километраж в Будапеште уменьшился
Италия
12 городов, в том числе в 3 больших городах - Риме (открыта в 2005 году, до этого существовала сеть в 1937-1972 годах), Милане и Неаполе.
В 40 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Турине (в 1979 году), а также в Кремоне (в 2002 году)
Планируются новые сети в городах Авеллино, Лечче, Пескара, Помеция, Савона, восстановление сетей в Бари (закрыта в 1987 году), Кьети (закрыта в 1992 году)
Латвия
1 город, Рига
Есть планы по частичной или полной замене троллейбусного движения автобусным
Литва
2 города
Молдавия (включая Приднестровье)
4 города
В Солонценах линия работала в 1992-1994 годах
Линия Тирасполь—Бендеры открылась в 1993 году, внутренняя сеть Бендер - в 1996 году
Нидерланды
1 город, Арнхем
В 2 городах сети закрылись
Планов нет
Норвегия
1 город, Берген
В 3 городах сети закрылись
Планов нет
Польша
3 города, не считая Сопота, куда дотягивается линия из Гдыни
В 10 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Варшаве (в 1995 году), а также в Слупске (в 1999 году)
Планов нет
Португалия
1 город, Коимбра
В 2 городах сети закрылись, в том числе в Порту (в 1997 году)
Планов нет
Сербия
1 город, Белград
Словакия
5 городов
В 1 городе сети закрылись
Сеть в кошице открылась в 1993 году, в Жилине - в 1994 году
Работа сети в Банской-Бистрице остановлена в 2006 году, будущее неясно
Словения
В 2 городах сети закрылись
Планов нет
Испания
В 12 городах сети закрылись, в том числе в 2 больших городах - Мадриде (в 1966 году) и Барселоне (в 1968 году)
Планов нет
Швеция
1 город, Ландскруна, сеть открыта в 2003 году
В 2 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Стокгольме (в 1964 году), и не включая демонстрационные линии в Линчёпинге и Вестеросе
Особенностью Швеции является то, что крупные сети Стокгольма и Гётеборга были закрыты при подготовке Швеции к переходу на правосторонее движение в 1967 году
Швейцария
14 городов
В 5 городах сети закрылись, в том числе в Лугано (в 2001 году)
В последние 15 лет строились новые участки в Берне
Будущее сети Базеля неясно
Украина
47 городов, в том числе 5 больших (Днепропетровск, Донецк, Харьков, Киев, Одесса,
Керчь - сеть открылась в 2004 году
В последние 15 лет строились новые участки в Киеве
Будущее Крымской линии (Симферополь—Алушта—Ялта) неясно
Соединённое королевство
В 43 городах сети закрылись, в том числе в 2 больших - Лондоне (в 1962 году) и Бирмингеме (в 1951 году)
Планов нет
---------------------
Северная Америка
Канада
2 города
В 14 городах сети закрылись, в том числе в большом городе Торонто (в 1993 году), а также в Гамильтоне (в 1992 году)
Планов нет
Мексика
2 больших города (Мехико, Гвадалахара)
Планов нет
США
7 городов, в том числе 4 больших (Бостон, Филадельфия, Сан-Франциско, Сиэтл)
В 55 городах сети закрылись, в том числе в 5 больших - Лос-Анджелесе (в 1963 году), Чикаго (в 1973 году), Детройте (в 1962 году), Нью-Йорке (несколько сетей, последняя - в 1960 году), Далласе (в 1966 году)
В Окленде ведшееся строительство было заброшено
Бостон - сеть открылась в 2004 году как "Серебряная линия" метро; линия работает на обособленном полотне с подземными участками; часть линии обслуживается дуобусами <http://en.wikipedia.org/wiki/Image:PICT1297.jpg>
Филадельфия - работа приостановлена с 2003 года, восстановление назначено на 2007 год
Сиэтл - работа дуобусов прекращена в 2004 году, троллейбусы продолжают работать
---------------------
В Южной Америке есть интересный пример Кито, где с 1995 года работает скоростной троллейбус на обособленном полотне с высокими платформами <http://www.tramz.com/ec/q/00.html>; будущее системы неясно, вероятно, что она будет перестроена в систему легкорельсового транспорта.
В Венесуэле к концу 2006 года планируется открытие сетей в Мериде и Баркисименто.
Таким образом, в отличие от трамвая, на котором ясно видна тенденция роста сетей в развитых странах мира, троллейбус не показывает чёткой тенденции ни к росту, ни к свёртыванию сетей. Тем не менее, по числу городов, показывающих тенденцию к развитию сети, троллейбус уступает трамваю, причём область интереса к троллейбусу смещена к странам Восточной Европы.