В Нижегородском регионе уже давно ведутся разговоры о введении в общественном транспорте электронной карты. Практически все города-миллионники со временем приходят к этой системе. Похоже, пришел черед Приволжской столицы.
Преимущества автоматизированной системы оплаты проезда налицо: полный учет льготников, а значит, что выпадающие доходы будут компенсироваться строго по факту, да и при фиксировании пассажиропотока проще будет оптимизировать маршрутную сеть. Когда в городе запустят пилотный проект, и с какими трудностями столкнулись соседи по округу?
Кондуктор с 14-летним стажем Валентина Лукина начинает свой рабочий день в 05.00. За 10-часовую смену надо проверить проездные у льготников и обилетить простых пассажиров. Работа трудная, особенно, в час-пик.
Валентина Лукина, кондуктор: «Народа много, очень тесно. К концу смены уже выбиваешься из сил».
Однако, по замыслам городских властей, совсем скоро привычный рабочий уклад кондукторов общественного транспорта изменится. Им на помощь придет технический прогресс — автоматизированная система оплаты проезда.
Электронная транспортная карта станет не просто альтернативой, а полной заменой единого социального проездного. Причем карта будет действовать не только на наземном, но и в метро. Кстати, маршрутки, которых в городе больше 1000, тоже должны в ближайшем будущем перейти на новую систему. По крайней мере, так планируют чиновники. У каждого кондуктора появится дополнительная ноша — валидатор, считывающий информацию с карточки. Причем запустить проект решили уже в этом году.
Борис Силенко, советник главы администрации г.Нижнего Новгорода: «Весной мы уже покажем, как будет выглядеть электронная карта, пройдут пробные пуски пойдут. Выдача карт будет происходить максимально удобно для граждан».
Впрочем, запустить систему гладко пока не удалось ни в одном регионе.
В Пензе штурмовать, как в Москве, установленные в транспорте турникеты, жителям не пришлось. Правда, после запуска системы уволилось больше 250 кондукторов.
Сергей Наумов, и.о.начальника управления транспорта и связи г.Пенза: «Некоторые из кондукторов, получив эти аппараты, просто не представляют, что с ними делать. Для них это ново. Часть кондукторов пожилого возраста уволилась именно из-за внедрения нашей системы».
То, что Нижний Новгород не повторит опыт соседей по округу, гарантий нет. В «Нижегородпассажиравтотрансе» и без новой системы острая нехватка кадров: не хватает около 1/3 кондукторов. Там убеждены, что развивать только техническую сторону инфраструктуры мало.
Эдуард Степанов, генеральный директор ГПНО «Нижегородпассажиравтотранс»: «Мы нагружаем человека дополнительной функцией. На первом этапе мы должны стимулировать этих людей и определять им другую заработную плату».
Сможем ли мы придти к бескондукторной схеме, как в советские времена, когда лучшим контролером была совесть, остается вопросом времени. Впрочем, пока не единственным: «На чьи плечи лягут расходы по вводу системы в действие: города, области или самих перевозчиков?».