Good Evening!
Вот в чем дело. На прошлой неделе мне довелось два раза (в среду и в пятницу) ехать на Лиазе 26 маршрута (номер, увы, не запомнил) приблизительно в 7 часов вечера с Кузнечихи до Московского вокзала. Сюрприз в том, что оба раза за рулем была красивая брюнетка. Первый раз поездка прошла хорошо. Второй раз мне меньше понравилось (маленько лажанулась на площади Лядова - на остановке какая-то маршрутка высаживала народ, и брюнетка стала её объезжать, а когда почти объехала и стала парковаться, маршрутка тронулась и наша тётя довольно грубовато брякнула по тормозам). Меня факт наличия женского пола за рулём автобусов в Нижнем Новгороде несколько удивил. После этого я маленько поизучал этот вопрос, покопался в закоулках своей памяти. Вспомнил, что где-то год назад с интервалом в месяц мне попадались женщины за рулём Лиазов на 2-м и 61-м маршрутах. Насколько помню, всё было без замечаний (девушка со 2-го маршрута тогда даже устроила гонки с каким-то дядей, тоже водителем Лиаза, было забавно, но в то же время она молодец - всё было четко, без резких торможений). Такой вот опыт!
Скажу свою позицию по сему факту. На мой взгляд, такие женщины достойны огромного уважения (именно, у нас в РФ – современная Россия в целом, к сожалению, продолжает оставаться страной с засилием домостроевских ценностей; будь трижды проклят этот чёртов Домострой!!!): за то, что не побоялись окунуться в чисто мужской коллектив водителей со своими “мужскими понятиями”; за то, что не испугались некоторой специфики в работе со здоровыми (типа Лиаз или Маз) рейсовыми автобусами; не отступили из-за непонимания родных и близких (которое, наверняка, было) и скепсиса по отношению к девушкам-водителям как со стороны коллег-мужчин, так и со стороны некоторых пассажиров (в таких условиях женщина за штурвалом вынуждена постоянно доказывать окружающим свою профпригодность – что она занимает ответственную должность водителя «не за красивые глаза»; такие ежедневные доказывания, несомненно, положительно сказываются на росте уровня водительского мастерства этой женщины); и, в конце концов, их не остановил известный и несправедливый факт, что, как известно, многие лажи по вине мужчин за рулём прощаются и тут же забываются, но если, не дай Бог, лажанулась тётя – сразу же начинают что-то вспоминать про обезьян, у которых вдруг оказались гранаты, и они почему-то решили побросаться этими самыми гранатами (думаю, все поняли какую избитую фразу я имею ввиду) и ошибки женщин будут помнить ещё очень долго. Мне сразу же вспомнились 2 относительно недавние крупные аварии с участием наших нижегородских социальных автобусов (19 января – 48 маршрут; 23 января – 85 маршрут). Только представьте, что бы было, если бы за рулем хотя бы раз была женщина. Каково бы было ей! И другим женщинам – водителям автобусов? Мужчину максимум лишат премии (и то, если в результате расследования выяснится, что есть его доля вины), в то время как наказание женщины наверняка было бы суровее (вплоть до увольнения), и в любом случае – виновата она или нет! И какой замечательный повод для анекдотов был бы преподнесён мужчинам на блюдечке с голубой каёмочкой! Далее, не забываем, что люди очень любят судить обо всей группе людей по поступкам какого-то одно человека из этой группы людей (т.е. лажанулась какая-то одна конкретная вуман, а в результате часто начинают говорить, что ВСЕ девушки за рулём - эдакие «чугунные чайники»). И наконец, женщине было бы значительно труднее, чем мужчине, доказать, что произошедшая авария – нелепая случайность, имевшая место быть не по её вине (а ещё сложнее это было бы доказать пассажирам)!
Кроме того, если посмотреть на опыт Запада (в частности, Финляндии и Швеции), то можно увидеть много интересного. В Финляндии довольно много женщин водит ФУРЫ, не говоря уже о пассажирских автобусах; в Швеции аналогичная картина: там где-то около 30% от общего числа водителей большегрузов – женский пол. И никто в этих женщин пальцем не тычет, и глаза у людей не делаются квадратными от удивления, как это обычно бывает у нас в России в подобных случаях. Шведки прекрасно справляются с этой, как нам кажется, чисто мужской работой и, кстати, предпочитают в повседневной жизни автомобили с МКПП (в отличие от русских девушек, которые, в большинстве своём, боятся МКПП как огня). Вообще, как таковая, проблема «Женщина за рулём – что делать?» на Западе не существует. Это только у нас в России (ну, может быть, еще в восточных, арабских странах) едва ли не на каждом втором форуме народ с удовольствием болтает на эту тему, зачастую поливая авто-женщин грязью. Невольно хочется задать себе вопрос: что не так с нашими девушками-водителями?
Возможно, дело в воспитании: большинству западных девочек с раннего детства прививают идеи равноправия полов и учат всего добиваться самостоятельно своей собственной головкой, а не жить за счёт своего мужчины; россиянкам же довольно часто с младенчества говорят: “Надо наложить 10 килограммов косметики, в мороз надеть миниюбку, найти богатого жениха, повеситься ему на шею и нарожать десяток детей!” (сейчас я, конечно же, утрирую и прекрасно понимаю, что не все русские такие, так же как и не все западные женщины - эмансипированные). К сожалению, образ женщины-глупышки, практически по всем параметрам зависящей от мужчины, активно пропагандируется в наших СМИ. Вспомните хотя бы одну РОССИЙСКУЮ киношку, где главная героиня – сильная независимая женщина. Эта задача для меня оказалась довольно сложной – кроме «Морских дьяволов» на ум ничего не приходит. А ведь СМИ оказывают огромное влияние на нас с вами. То есть я клоню к тому, что россиянок с детства делают зависимыми от мужчины. Такая психология зависимости вовсе не способствует качественному вождению. Опять же утрированно: “Водить наравне с мужчинами? Ой, да не! Это же неженственно! Что, мне делать нечего, кроме как расти по уровню кручения баранки до мужчин – профессионалов. Я лучше глазками постреляю, и парни мне всё простят и любую проблему решат за меня!!!” (относится не ко всем девушкам).
Забавный случай: однажды на каком-то форуме, посвященном автоледи, одна дама высказалась, что женщинам не положено водить хорошо из-за гормонального фона. Я очень долго “ржал” от такого. А потом мне стало печально. Если сами россиянки (не все) считают себя никудышными водителями, то чего мы хотим? Мне сразу же захотелось возразить этой тёте: большинство лучших модельеров, парфюмеров, поваров в конце концов (т.е. в принципе традиционно считающиеся женскими, профессии) – мужчины. По логике этой женщины у этих мужчин «неправильный» гормональный фон. А это, очевидно, глупость – сиськи у этих мужчин не выросли, практически все имеют семью, детей и состоялись как мужчины. Почему женщины часто теряются в сложных ситуациях на дорогах? Да потому, что в таких ситуациях требуется принять Решение. А откуда у большинства женщин возьмётся такая способность, если они с детства приучиваются к тому, что все ответственные решения в реально СЛОЖНЫХ ситуациях принимают мужчины? Мальчиков с пелёнок учат подавлять эмоции и пользоваться логикой, в то время как девочек не приучают пользоваться логикой, а призывают доверяться собственным эмоциям – так, видите ли, должна себя вести истиная леди – с «охами и вздохами»! Такая женщина просто ПОДСОЗНАТЕЛЬНО ждёт, когда явится принц на белом коне и спасёт её (утрирую). Посмотрите – во многих российских семьях именно такой традиционный расклад, никак не способствующий выработке решительности у женщин (да и большинство мужчин почему-то несколько недолюбливают решительных женщин; а многие девушки, как известно, очень сильно стремятся быть такими, какими их хотят видеть мужчины). Именно по причине воспитания и прививаемых с детства взглядов, на мой взгляд, мы видим на российских дорогах то, что мы видим! Да и, кроме того, девушки у нас массово сели за руль всего лишь лет 15 – 20 назад. И всё ещё впереди.
Хотя, возможно, причина проблемы в чём-то другом??? На этом свой утомительный трактат закончу. С удовольствием почитаю комменты форумчан на поднятую тему. Кто ещё где видел дам за рулём автобусов, на каких маршрутах, какие впечатления от поездки, и вообще какие мнения? Думаю, есть что (и кого) обсудить. Заранее извиняюсь у модераторов форума, если какая-либо подобная тема уже была.
P.S. Ниже есть интересные, на мой взгляд, ссылки по теме. Всем советую почитать на досуге. А последнюю http читать обязательно! Также прилагается голосовалка.
1. http://www.autoomsk.ru/autoarticles/show/999
2. http://saroavto.hiblogger.net/911061.html
3. http://www.kp.ru/daily/24382/562552/
4. http://krsk.kp.ru/video/409113/