Общественный транспорт

Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Здесь обсуждаем общественный транспорт Нижнего Новгорода и области.

Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Anakin » 01 июн 2008, 11:55

Сабж:
1. Что такое секвенция (применительно к троллейбусу)? Гугл ничего вразумительного в этом плане не выдает. На пульте ЗиУ-9 есть тумблер "Секвенция" - когда его включают/выключают и зачем?
2. На трамваях T6B5 на крыше есть какое-то оборудование в ящиках. А во время движения (безо всякой закономерности) в вагоне слышно гудение, исходящее как раз со стороны этих ящиков сверху. Гудение ниже чем в вагонах МТТЧ. Обзначает ли это, что T6B5 обрудован тиристорной системой управления (в те-то времена???)
Anakin
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Neofit » 01 июн 2008, 12:37

Ну, привет. Конечно же, все вагоны семейства Т6 изначально выпускались с ТИСУ. О каких "тех временах" речь? Ведь это уже начало 80-х. Разработки по ТИСУ — это ещё 60-е годы, массовое внедрение на трамваях в Западной Европе пришлось на середину 70-х (первая в мире крупная партия трамваев с ТИСУ заказана Хельсинки в 1974 году).
Neofit
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение triangel » 01 июн 2008, 14:41

Единственное, что мне известно:

Секвенция используется при ремонтно-наладочных работах (проверка включения контакторов, проверка работы ГРК, но в этом случае автомат ТЭД должен быть отключен). Кроме того, секвенция используется при неисправности вспомогательных высоковольтных цепей, а также при перемещении машины на короткие дистанции. То есть можно отключить вспомогательный двигатель, затем нажать секвенцию и тогда питание на цепь управления пойдет от АКБ.

Секвенция включена пока водитель нажимает на соответствующую клавишу, как только водитель ее отпускает, секвенция тут же отключается. Сделано это, чтобы водители особенно секвенцией не увлекались, так как секвенция - это "бесшумная" езда - вспомогательный двигатель не работает, а аккумуляторная батарея ведь разряжается! Секвенция включена в цепь управления параллельно реле нулевому (которое размыкается, если напряжение < 350В, либо при отключении вспомогательного двигателя). Когда размыкается РН, то обесточиваются катушки контакторов ЛК1 и ЛК2, что делает включение троллейбуса "на ход" невозможным. А если включить секвенцию, то ток пойдет в обход РН.

Таким образом, секвенция - режим работы троллейбуса, при котором осуществляется обход РН, а цепи управления (цепи на 24В) получают питание не от генератора (вспомогательного двигателя), а от аккумуляторной батареи.

Дополнительно секвенция используется водителями для перемещения троллейбуса на короткие дистанции (на диспетчерских станциях, на конечных станциях, в депо), так как это позволяет не включать машину "полностью".

Ещё вычитал вот что:

При подъезде к остановке, водитель должен отжать тумблер "секвенция"

Этим отключаются все вспом машины ( мотор преобразователя и мотор вентилятора).
Тумблер это НЕФИКСИРУЕМЫЙ и держать его надо все время стоянки.



Отправка отредактированного (01-06-08 14:57)
triangel
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Anakin » 01 июн 2008, 15:11

Triangel, спасиб, но все равно не до конца понятно:
1. Для чего вообще нужна вся эта байда с отключением генератора при перемещениях на короткие дистанции? Чем генератор-то не угодил, почему нельзя с ним маневры совершать? Зачем вообще такая клавиша была введена?
2. По поводу остановки - вот ни фига подобного. Эту клавишу водители вообще не трогают в процессе езды, специально наблюдал - она в одном блоке с тумблерами "Стояночный свет" и "Управление", и водитель вообще к этому блоку руки не тянет))) На остановках щелчкают тумблерами дверей, и только.

Наверное, СФ может пролить свет на это дело;-)
Anakin
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Anakin » 01 июн 2008, 15:13

<blockquote><b> Neofit писал(а):</b>
Ну, привет. Конечно же, все вагоны семейства Т6 изначально
выпускались с ТИСУ. О каких "тех временах" речь? Ведь это уже
начало 80-х. Разработки по ТИСУ — это ещё 60-е годы, массовое
внедрение на трамваях в Западной Европе пришлось на середину
70-х (первая в мире крупная партия трамваев с ТИСУ заказана
Хельсинки в 1974 году).
</blockquote>

Ну, день добрый:-) Тогда новый вопрос - а почему вообще ТИСУ-шное оборудование непременно выносится на крышу? В связи с чем? Сильно греется? Наверное, ТЭД греется не меньше, но его никто наружу тем не менее не выставляет...
И что конкретно за приспособы находятся в этом самом крышевом ящике?



Отправка отредактированного (01-06-08 15:13)
Anakin
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение triangel » 01 июн 2008, 15:16

Anakin, я читал про секвенцию в контексте вопроса о защитном заземлении и битье током жирапассов и не только) Так что включение секвенции, как я полагаю, нужно для того, чтобы током не било)) Хотя возможно, я ошибаюсь.
triangel
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Сергей Филатов » 01 июн 2008, 22:41

<blockquote><b> Anakin писал(а):</b>
Triangel, спасиб, но все равно не до конца понятно:
1. Для чего вообще нужна вся эта байда с отключением
генератора при перемещениях на короткие дистанции? Чем
генератор-то не угодил, почему нельзя с ним маневры совершать?
Зачем вообще такая клавиша была введена?
2. По поводу остановки - вот ни фига подобного. Эту клавишу
водители вообще не трогают в процессе езды, специально
наблюдал - она в одном блоке с тумблерами "Стояночный свет" и
"Управление", и водитель вообще к этому блоку руки не тянет)))
На остановках щелчкают тумблерами дверей, и только.

Наверное, СФ может пролить свет на это дело;-)


</blockquote>




Этот тумблер предназначен только для рем. персонала. На рем. зоне при проведении ТО-1, ТО-2 и т.д. штанги на тролях обязательно опущены поэтому никакое вспомогательное В\В оборудование не включено а сделать проверку низковольтных цепей управления невозможно не включив этот тумблер.

На остановках его вообще не надо трогать, он для других целях бесполезен т. е. ничего не включит и ничего не отключит.
Сергей Филатов
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Сергей Филатов » 01 июн 2008, 22:44

<blockquote><b> Anakin писал(а):</b>

Ну, день добрый:-) Тогда новый вопрос - а почему вообще
ТИСУ-шное оборудование непременно выносится на крышу? В связи
с чем? Сильно греется? Наверное, ТЭД греется не меньше, но его
никто наружу тем не менее не выставляет...
И что конкретно за приспособы находятся в этом самом крышевом
ящике?



Отправка отредактированного (01-06-08 15:13)
</blockquote>





На трамвае Т6Б5 на крыше находятся реостаты а само ТИСУшное оборудование находится под вагоном.
Сергей Филатов
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Anakin » 01 июн 2008, 22:58

<blockquote><b> Сергей Филатов писал(а):</b>
На трамвае Т6Б5 на крыше находятся реостаты а само ТИСУшное
оборудование находится под вагоном.
</blockquote>

Хорошо, но почему тогда реостаты в не ТИСУ-шных вагонах не выносят на крышу? Странное совпадение, что крышевой ящик - это атрибут исключительно ТИСУ-шных трамваев. А в вагонах других моделей (в МТТЧ, или наших 2602/2727) что на крышу вынесено?
Anakin
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Сергей Филатов » 01 июн 2008, 23:02

<blockquote><b> Anakin писал(а):</b>

А в вагонах других
моделей (в МТТЧ, или наших 2602/2727) что на крышу вынесено?


</blockquote>




Тоже реостаты.
Сергей Филатов
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Neofit » 01 июн 2008, 23:48

<blockquote><b>Anakin писал(а):</b>
Хорошо, но почему тогда реостаты в не ТИСУ-шных вагонах не
выносят на крышу? Странное совпадение, что крышевой ящик - это
атрибут исключительно ТИСУ-шных трамваев.</blockquote>Выносят, причём и на реостатниках (например, ЛТ-5, ЛТ-10, или даже в некоторых вариантах PCC), и на асинхронниках. У низкопольников так и вовсе другого места для размещения электрооборудования нету.
Neofit
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Anakin » 01 июн 2008, 23:55

Что же в КТМ-19КТ-то не вынесли, а оставили под полом? Вроде такой прогрессивный трам, система управления - круче только асинхронники будут... А резисторы забыли. О низкопольных - у КТМ-30 крыша девственно чистая, не считая пантографов.
Anakin
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Neofit » 02 июн 2008, 00:30

Ну, во-первых, КТМ-19КТ имеет довольно странную СУ (контакторно-транзисторную), которая определённо уступает ТИСУ (рассеивает энергию на реостатах). Во-вторых, надо спрашивать у разработчиков этого вагона, чем они руководствовались. Возможно, о причинах принятия такого решения известно Сергею Филатову.

Сделаю только такое предположение, что в нашем климате у размещения реостатов под полом есть тот положительный момент, что рассеиваемую ими энергию зимой можно утилизировать на обогрев салона.

Что касается КТМ-30, то там электрооборудование прикрыто бортиками ради лучшего эстетического восприятия вагона. Издалека видно, как оно выступает над этими бортиками.
Neofit
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Сергей Филатов » 02 июн 2008, 11:22

<blockquote><b> Neofit писал(а):</b>
Ну, во-первых, КТМ-19КТ имеет довольно странную СУ
(контакторно-транзисторную), которая определённо уступает ТИСУ
(рассеивает энергию на реостатах). Во-вторых, надо спрашивать у
разработчиков этого вагона, чем они руководствовались.
Возможно, о причинах принятия такого решения известно Сергею
Филатову.


</blockquote>




Это действительно вопрос скорее к разработчикам, а я знаю только то что на КТМах пятых,восьмых, девятнадцатых крыша не железная а стекловолокнистая (типа пластиковая).
Сергей Филатов
 

Re: Технические вопросы по трамваю и троллейбусу

Сообщение Anakin » 02 июн 2008, 14:16

<blockquote><b> Neofit писал(а):</b>
Ну, во-первых, КТМ-19КТ имеет довольно странную СУ
(контакторно-транзисторную), которая определённо уступает ТИСУ
(рассеивает энергию на реостатах).
</blockquote>

Согласно статье Анатолия Сорокина, СУ можно расположить в следующей иерархии (по степени "крутости"):
1. Непосредственная (ручка-кофемолка, слава богу сейчас в линейном движении такие вагоны в НН не используются).
2. РКСУ (реостатно-контакторная).
3. ТИСУ (тиристорно-импульсная).
-------------------------------------- (далее начинают использоваться микропроцессоры)
4. ТРСУ (тиристорно-реостатная).
5. КТСУ (контакторно-транзисторная).
6. Асинхронный бесколлекторный ТЭД.

Собственно, по самой КТСУ тоже есть вопрос по технике. В фотографиях на tramnn.narod.ru видны 2 компьютерных блока управления - первый расположен в шкафу в задней стенке кабины водителя, второй - внизу вагонов в одном из бортовых ящиков.
http://tramnn.narod.ru/cars/ktm19/tech/view.html?id=31
http://tramnn.narod.ru/cars/ktm19/tech/view.html?id=59
Вопрос: за что ответчает первый блок, а за что - второй?

И еще немного по РКСУ. Если почитать ТТХ на КТМ-5 и Татру Т3, то на 1-м стоит просто РКСУ, а на 2-м - РКСУ с ускорителем. Что такое ускоритель, для чего н нужен, чем РКСУ с ним выигрышнее/проигрышнее обычной?

И совсем дилетантский вопрос до кучи: что делает статический преобразователь, и почему их на КТМ-19КТ так много (несколько под полом, отдельный для привода дверей и т.д.)
Anakin
 

След.

Вернуться в Транспорт Нижнего Новгорода и области

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Rambler's Top100