Посылал 3 недели назад письмо через сайт адмгора дабы предельно четко уяснить ситуацию с фотосъемкой в нашем метро. Вот мое письмо:
Уважаемая администрация Нижнего Новгорода!
Я обращаюсь к вам с вопросом по правилам пользования нижегородским метрополитеном. А именно: разрешена ли на ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ФОТОсъемка в нижегородском метрополитене (то есть фотосъемка исключительно для личного фотоальбома, не преследующая коммерческой или иной выгоды)? В правилах пользования имеется пункт 2.11.4, который запрещает КИНО- и ВИДЕОсъемки без письменного разрешения администрации, про фотосъемку в правилах ничего не упоминается. Отмечу, что в аналогичной ситуации на Московском метрополитене (там правила так же явно запрещает только видео- и киносъемку) любительская фотосъемка разрешена, об этом неоднократно говорило руководство метрополитена и эта информация размещена на официальном сайте Московского метро. Как с эти обстоит дело в Нижнем Новгороде? Имеется ли официальный запрет любительской фотосъемки без разрешения?
Если любительская фотосъемка разрешается, то прошу ответить на следующие вопросы:
1. Разрешено ли использование встроенной в фотоаппарат вспышки (речь не идет о внешней фотовспышке, которая устанавливается на фотоаппарат отдельно - имеется в виду именно лампа вспышки, уже встроенная в аппарат компанией-производителем).
2. Имеются ли официальные ограничения на объекты съемки (разумеется, речь не идет о заходе на огражденные территории метрополитена или в тоннели)? Что, например, если в кадр попал поезд, железнодорожный путь, светофор, портал тоннеля или иные технические устройства метрополитена?
3. Как поступать и куда обращаться, если сотрудник милиции по охране метрополитена требует прекратить съемку, ссылаясь на "совковый" тезис, что мол "метрополитен - стратегический объект, тут все такое запрещено", хотя никакого явного запрета в правилах пользования нет? Законно ли задержание на основании того, что у сотрудников милиции имеется внутренние указания задерживать фотографирующих, хотя до сведения пассажиров эта инструкция не доведена, не имеет статуса закона (и даже более того, она идет в разрез с действующими правилами пользования метрополитеном) и следовательно, не может применяться?
4. Как следует поступать, если на станциях и в поездах (то есть в местах, доступных всем пассажирам) развешаны правила пользования, в которых имеется запрет лишь на видео- и киносъемку, а в станционном отделении милиции - правила, в которых в том же пункте имеется еще и оговорка про запрет фотосъемки? Такой случай реально имел место в прошлом году на станции Московская, причем оба варианта правил были датированы февралем 2004 года - то есть налицо противоречие в правилах. При этом сотрудник милиции сделал официальную запись в книге административных правонарушений, то есть получается, что все-таки действующими на тот момент правилами фотосъемка была запрещена, но в правилах, вывешенных для общего обозрения, об этом не было сказано ни слова. Исправлена эта ситуация после ввода в действие текущей редакции правил от декабря 2007 года?
Вчера пришел ответ:
http://i038.radikal.ru/0805/ae/a136bf1de16c.jpg
Я, конечно, много наслышан о темноте и тупости наших чиновников, но сей опус - достоен стать музейным экспонатом. По пунктам:
0. Ответ пришел не в печатном виде, а по электронной почте, которую я указал в форме отправки письма на сайте (на фотке распечатка вложенного в электронное письмо doc-файла). Видимо, бумаги жалко. Только закавыка еще и в том, что бумажное письмо хоть кем-то, да должно быть подписано, на этом же никакой подписи нет. Я уж молчу про адрес metro@sandy.ru (с которого оно и пришло) - в наших управляющих структурах принято держать официальные почтовые ящики на бесплатных серверах))) Что ж, в будущем электронный адрес указывать не буду.
1. Вот спасибо, а то я и не знал. Зачем же я тогда письмо бы стал писать?
2. Кульминация спектакля. Тут вопросов возникает больше, чем букв в этих несчастных трех строчках:
а) На основании какого закона установлена такая процедура? Особенно абсурдно - про художественное оформление станций. Метрополитен типа борется за авторские права? И что вообще считать "художественным оформлением"? Типа кусочек мрамора на полу в кадр попал - уже все?:) Или может быть побелка с грязными подтеками на путевых стенах - художественное оформление? И даже ни у кого извилина не зачесалась - что вообще-то метро и фотографируют в основном за красиво оформленные станции, а не за облезлые турникеты и полотерные машины.
б) Самый вопиющий вопрос - а почему я обо всем этом узнаю только написав письмо??? Почему этого нет в правилах, и из каких документов тогда это вообще взято (см. также предыдущее замечание о легитимности)? Что еще за неявные правила такие? А если человек сделал фото, не зная этого (фраза "незнание закона не освобождает..." здесь ни к месту - в "законе", т.е. правилах, об этом молчок) - это типа специально сделано, чтобы людей нарушителями заочно делать? И по какому пункту его в таком случае привлекать? За нарушение правил, в которых ничего такого нет (про запрет на ПС и оформление станций)???
К тому же аффтары противоречат самим себе - сначала пишут, что фотосъемка не регламентирована, а когда задаешь конкретные вопросы, начинают вот такие занятные факты всплывать.
По поводу вспышки и съемки технических устройств (путей, светофоров и т.д.) - молчок. Или общепринятой нормой считается, что такие детали должны решаться на месте и по обстоятельствам, как договоришься?
3. Сильно, ничего не скажешь. Интересно, такое понятие как "превышение должностных полномочий" товарищ Кузнецов знает? Про неграмотность в плане этих же разнесчастных правил самими же стражами порядка не слыхал? Или он готов лично поручиться за каждого сотрудника милиции на Нижегородском метрополитене? Почему-то в мосметро на подобные запросы как минимум дают телефон доверия и указывают, как им воспользоваться (позвонить из отделения милиции на соседней станции или сообщить через колонну экстренной связи). Про разные правила на станциях и в комнатах милиции опять ни слова - типа инструктаж провели и ладно...
А вообще в целом такое официальное (!) письмо - это позор для организации, которая его отправила. Типа, раз не регламентировано, поэтому с нас и взятки гладки. Похоже, что до моего письма об этом никто вообще не задумывался, а когда оно пришло - не знали толком, что и отвечать. Ощущение такое, что оба запрета придумали так, "для порядка", чтобы солидности себе добавить - мол, наверное, что-то должно быть запрещено, вот пусть будет то-то и то-то. И везде боятся взять на себя ответственность за свои же слова - и письмо без подписи, и ответы уклончиво-двусмысленные. По сравнению с этой грамотой даже ответы из ДТиС кажутся блестящими - там хотя бы не поленились пусть пару слов, но по каждому пункту черкнуть.
Что посоветуете, знающие товарищи (особенно интересно мнение Неофита и Феликса, как людей, хорошо подкованных в юридических вопросах)? Лично у меня чешутся руки сначала написать все изложенные выше идеи в ответном письме в МетроНН, а когда оттуда пришлют очередную порцию дремучего маразма (в чем я ни грамма не сомневаюсь) - отнести письма и ответы тов. Грибову. Он ведь типа наводит фарс, чтобы ОТ выглядел прилично (хотя бы внешне) - может, просветить его, насколько привлекательно наше метро и какой правовой нигилизм и безграмотность процветает в руководстве (!), и что за правила пользования с ним согласовали? Тут рядовые сотрудники милиции вообще не причем - тут у составителей правил с крышей не все в порядке и у тех, кто подобные ответы присылает.
Отправка отредактированного (23-05-08 16:32)