От космических названий к космическим скоростям
25 августа исполнилось 50 лет со дня начала эксплуатации первого пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета».
Создание судов на подводных крыльях, за короткий срок и с малыми материальными затратами, увеличивших скорость пассажирских перевозок водным транспортом в 3—4 раза, одно из выдающихся событий отечественного и мирового судостроения второй половины ХХ века.
Сегодня для нас привычны названия пассажирских теплоходов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник» и другие.
Своим появлением они открыли эру скоростного флота России.
А начиналась все это в далеком 1941 году, когда Ростислав Евгеньевич Алексеев, закончив кораблестроительный факультет Горьковского Индустриального института (ныне Нижегородского технического университета), пришел (по направлению) работать на завод «Красное Сормово». Была война, лозунг был один — «Все для фронта, все для победы!» В этот период Р. Е. Алексеев работал мастером ОТК по качеству танков.
И вот вдруг, как вспоминает сам Р. Е. Алексеев (журнал «Октябрь», 1971г. , № 3):
«…… Время было тяжелое. Нередкими были налеты на Горький фашистских бомбовозов. Питались в основном «Шукрутом», что переводилось так: широкое употребление капусты работниками умственного труда.
В один из таких дней (а это было в начале 1942 года) меня, мастера ОТК по качеству танков, вызывают к главному конструктору завода В. В. Крылову.
— Слышал, — говорит главный конструктор, — у вас перед войной был оригинальный проект судна на подводных крыльях. Расскажите о нем поподробнее.
Изумился я и подумал: да время ли о дипломном проекте вспоминать? Не шутит ли главный, расспрашивая меня о никому еще неизвестных перспективах судов на подводных крыльях? Нет, главный конструктор завода не шутил, когда и партком повел речь о том, что дирекция завода и партком считают необходимым, чтобы инженер Алексеев взялся за разработку проекта нового судна. В словах главного конструктора завода была в тот час великая уверенность в победе, он видел перспективу, он как бы от имени всего коллектива заявил мне: мы доверяем тебе, работай для будущего, а мы возьмем твою сегодняшнюю ношу на свои плечи! Нужно ли говорить о том, как я был окрылен этим доверием?
Помню и другой эпизод, относящийся уже к 1956 году, когда партийный комитет завода «Красное Сормово» дал бой скептикам и маловерам, пытавшимся поставить под сомнение возможность постройки речного пассажирского судна на подводных крыльях, названного впоследствии «Ракетой». Помню саму атмосферу этого заседания, помню волнение, которое было похоже на то, что я испытал, когда защищал дипломный проект в институте. Только на этом заседании со мной были мои единомышленники — мои товарищи — инженеры Николай Зайцев, Леонид Попов, Иван Ерлыкин, Болеслаев Зобнин, Иван Шапкин, Александр Васин и другие. Приятно было сознавать, что бок о бок с ними стоят рабочие — сормовичи Александр Некоркин, Владимир Николаев, Петр Радаев, Юрий Фирсов и другие…. »
И они победили. В результате в мае 1957 года в гавани завода «Красное Сормово» был спущен первый пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета», рассчитанный на перевозку 60 пассажиров со скоростью 60 км/час на линиях протяженностью 600 км.
После непродолжительных испытаний в мае-июле 1957 года «Ракета» рано утром 26 июля отправилась в Москву, где в то время проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На борту «Ракеты» находилось 60 человек — лучших представителей рабочих и инженерно-технических работников Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) во главе с главным конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым — создатели этого уникального судна.
За штурвалом «Ракеты» был молодой волжский капитан Виктор Григорьевич Полуэктов. В этом походе «Ракеты» В. Г. Полуэктов выполнял обязанности и капитана и рулевого. Он все время находился в рубке у штурвала.
Понадобилось всего 14 ходовых часов, чтобы прибыть в Москву. Даже самые быстроходные речные экспрессы заканчивали девятисоткилометровый путь из Горького в Москву только за трое суток.
Первый день пребывания «Ракеты» в Москве превратился для ее создателей в необычайно яркий и незабываемый праздник. «Ракету» встречали многочисленные участники фестиваля, представители правительства, иностранные делегации. Состоялся митинг. Потом было катание участников митинга по Москва-реке и московскому водохранилищу.
Три недели «Ракета» находилась в Москве и совершала прогулочные рейсы. Это было хорошим испытанием как для создателей, так и для судна.
Едва «Ракета» пришла из Москвы в родную гавань, как Объединенное Волжское пароходство объявило о регулярных рейсах крылатого теплохода на линии Горький — Казань. 25 августа 1957 года речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета» был принят в эксплуатацию Объединенным Волжским пароходством. Начался новый этап испытаний для коллектива ЦКБ по СПК.
В свой первый рейс от горьковского причала «Ракета» отошла в четыре часа утра. В рубке рядом с В. Г. Полуэктовым стоял Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев в прошлом боевой летчик, прославившийся своим героическим побегом из фашисткого плена на захваченном им у врага самолете. На борту судна и на этот раз находились несколько конструкторов и Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Рейс Горький — Казань «Ракета» совершила за 8 часов. В то время как обычный теплоход проходил это расстояние за 30 часов, а поездка в поезде занимала 28 часов. В тот же день, в светлое время дня, «Ракета» вернулась в Горький.
В свою первую навигацию «Ракета» прошла около 40 тысяч километров, потратив на это примерно 700 часов ходового времени.
В конце 1959 года по заказу Министерства речного флота теплоход «Ракета» был запущен в серийное производство на заводе «Красное Сормово», где была построена серия из 10 судов и в 1960 году на Феодосийском судостроительном заводе.
Следует отметить, что правильность идей, воплощенных Р. Е. Алексеевым в «Ракете», и совершенство их конструктивных решений выдержали испытание временем. Свидетельством тому, что эти суда были построены крупной серией около 400 единиц, серийное строительство их продолжалось свыше 15 лет.
До сих пор на Волге и на многих реках России «Ракеты» пользуются признанием плавсостава и пассажиров, благодаря их высокой надежности и удобством в эксплуатации.
«Ракета» была первенцем в серии космических названий судов на подводных крыльях, созданных в ЦКБ по СПК под руководством Р. Е. Алексеева. В то время он говорил: «Наш девиз остается прежним: от космических названий до космических скоростей!» С тех пор прошло 50 лет.
Наивысший подъем отечественного скоростного судостроения относится на период 1960—1980 годов. В этот период развитие скоростного судостроения находило полную поддержку государства. В последние 15—20 лет по понятным всем причинам финансирование работ ЦКБ по СПК по созданию скоростных судов практически прекращено. Россия остается без скоростного флота.
Без дальнейшей Федеральной поддержки возрождение скоростного флота представляется нереальным.
Горько сознавать, что за 50 лет мы стали свидетелями «восхода» и «заката « работ по созданию отечественных скоростных судов. Мы теряем мировую славу лидера скоростного судостроения, теряем славу, которую коллектив Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях достойно заслужил под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева.
На данный момент научно-технический потенциал ЦКБ по СПК позволяет создать:
— суда и катера на подводных крыльях различного назначения — пассажирские, грузопассажирские, грузовые, патрульные, ракетные, спасательные и специального назначения водоизмещением до 200 тонн со скоростями хода до 70 узлов.
Хочется надеяться, что государство и эксплуатационники, в том числе ОАО «Волжское пароходство», найдут в себе силы и понимание, что воссоздать скоростной флот России — их главная задача. Для этого необходимо искать пути (в том числе и дотации) для развития новых экскурсионных трасс и маршрутов, каковыми богат наш Нижегородский регион.
В настоящее время в ОАО «Волжское пароходство» находятся в эксплуатации только 2 СПК. Отговорка руководства состоит в том, что эксплуатация судов на подводных крыльях не рентабельна…..
Хочется задать вопрос. Почему в других регионах России, в других странах, где эксплуатируются наши суда, их эксплуатация является рентабельной, а у нас нет?
Через газету хочу поздравить коллективы ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева», ОАО «Судостроительный завод «Волга», ОАО «Завод «Красное Сормово», ОАО «Волжское пароходство», всех, кто участвовал в создании, строительстве и эксплуатации судов на подводных крыльях, с 50-летием со дня начала эксплуатации первого пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета».
С. АЛАДЬИН, зам. генерального директора ОАО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева»