Neofit » 13 окт 2006, 22:54
Думаю, что в целом ситуация очень и очень серьёзная. Запущенность ситуации потребует больших экономических и политических издержек по её исправлению.
Что касается дорог, то здесь нельзя отрицать того, что в отдельных местах уширение дорог могло бы серьёзно улучшить условия движения, и тем не менее, ставить такую задачу в городских масштабах неправильно. Дороги у нас и так вполне широкие.
В городах Западной Европы четырёхполосные (2+2) проезды уже считаются достаточно широкими, причём полосы обычно уже наших гостовских 3,75 м. Важнейшие городские трассы имеют ширину 3+3 полосы, да и то не всегда. Три полукольца вокруг Хельсинки имеют по 2+2 полосы; въезды и выезды из Праги - тоже 2+2; автодорога, ведущая из Вены в Штирию, Каринтию и дальше в Словению и Италию, - 3+3, но только на подъездах к Вене, причём крайняя левая полоса каждого направления узкая.
Прага вообще очень сложный город; когда в XIX веке многие города Европы перестраивались, Прага оставалась глухой провинцией, и оттого по сей день в ней сохранилась средневековая планировка. Очень часто встречаются улицы 1+1, где проезжая часть при этом совмещена с трамвайной линией.
Проблемой многих российских городов, в том числе и Нижнего Новгорода, является редкость и слабая связность дорожной сети, отсутствие парковочного пространства. На это накладывается примитивная организация дорожной сети, и плохая административная дисциплина. Это гремучая смесь, регулярно взрывющаяся пробками, которые стали приобретать общесетевой характер.
И из этого получаем сразу много задач в области дорожного строительства: учащение дорожной сети, улучшение её связности, упорядочение парковки, наведение административного порядка, организация дорожной сети.
Как я уже сказал, ширина проездов проблемой системного характера для нас не является. Проезды общегородского значения и так уже в основном достаточно широки. При расширении городского проезда (в условиях идеального, беспрепятственного выезда с него) с трёх до четырёх полос в одном направлении пропускная способность дороги не возрастает, а при дальнейшем расширении - начинает падать за счёт роста интенсивности перестроений.
А вот какова вероятная программа действий, я не могу себе представить. За чей счёт строить связки и парковки, организовывать движение, наводить порядок? По идее - за счёт автомобилистов как 1) прямых выгодоприобретателях, 2) источников неудоства для общества.
Но политически это практически невозможно. Долгие годы (ещё с советских годов) автомобилисты являлись иждивенцами, паразитами на обществе. Это не осуждение кому бы то ни было, это констатация сложившейся системы отношений. Например, у нас очень низкий акциз на нефть в бензине - всего лишь около 10 рублей на литр; у нас де-факто можно парковаться на общественной территории без учёта интересов других граждан, и расточительно использовать пропускную способность дорог за смехотворную сумму налога на транспортное средство.
Если сейчас на каждого владельца автомобиля возложить обязанность самостоятельно нести бремя владения автомобилем, не перекладывая его на других, то произойдёт бунт, так как общество к этому не готово.