Черновик.
С некоторой долей удивления мы прочли ответ «Департамента транспорта и связи» на коллективное обращение группы нижегородцев связанное с проблемами общественного транспорта в Нижнем Новгороде. По-видимому Департамент транспорта слабо представляет себе ситуацию с общественным транспортом, сложившемся в нашем городе; между тем проблемы эти видны невооруженным взглядом как нижегородцам, так и гостям города. В качестве примеров можно привести многочисленные темы о работе транспорта на интернет- форумах, жалобы и обращения горожан в администрацию города, негативные отзывы гостей города.
Программа развития общественного транспорта любого цивилизованного европейского города включает в себя строительство метрополитена для охвата больших пассажиропотоков, развитие трамвая на выделенной полосе, там где строительство метрополитена нецелесообразно или дорого, перевозки пассажиров с использованием автобусов большой и особо большой вместимости. К сожалению, ситуация в Нижнем Новгороде прямо противоположная: наибольшее развитие получили перевозки автобусами малой (10-15 чел) и средней вместимости (40-50); в 2004-2005 годах был ликвидирован трамвайный путь по Похвалинскому съезду, закрыт 11 маршрут связывающий центр города и Ленинский район, прорабатывается вопрос о совмещении трамвайного пути и дорожного полотна на Окском съезде, что несомненно ухудшит условия пассажиров трамвая, но будет лишь кратковременным средством избавления от пробок. На этом фоне бравые заявления о выпуске в часы пик всего лишь 190 трамваев и 140 троллейбусов выглядят очень блекло.
В декабрьском пресс-релизе администрации города сообщается, что в настоящее время в городе работает порядка 1700 маршрутных такси (автобусы вместимости 50 чел) и около 300 больших автобусов, а если взять, к примеру, цифры 1989года, то в городе Горьком работало порядка 1850 автобусов большой и особо большой вместимости (100-150 чел), 280 троллейбусов и 460 трамваев, а также 1200 маршрутных такси (автобусов средней вместимости), утверждения Департамента транспорта о практически решенной транспортной проблеме выглядят довольно странно.
Для контроля работы автобусов частных предпринимателей в 2003 году была создана Центральная диспетчерская служба, однако результатов ее работы для пассажиров не видно даже в конце 2006 года.
К сожалению, умалчиваются проблемы связанные с эксплуатацией автобусов частных предпринимателей, таких как: курение водителями в салоне, проезда остановок, низкой культуре вождения, грубое обращение с пассажирами, а также более серьезных - таких как неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава. В частности, этим летом произошло несколько аварий, к счастью без жертв, связанных с отказом тормозов на спусках. Нередки случаи, когда водители выходят в рейс в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Недостаточно освещена проблема времени работы общественного транспорта – муниципальный транспорт исчезает с улиц города уже в 20.00 – 21.00, маршрутные такси в 22.00 – 22.30. Ответ департамента транспорта о том, что выпуск транспорта после 22 часов не имеет под собой основания – в таких городах-миллионниках как Самара, Пермь, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и пр. общественный транспорт работает до полуночи, а маршрутные такси – до часу и двух ночи. Для удобства пассажиров на остановках вывешены расписания транспорта в вечернее время, поэтому любой пассажир может не опасаться, что не доберется до дома. Пассажирские предприятия также не жалуются на низкую наполняемость транспорта. Увы, в Нижнем Новгороде пассажиры лишены возможности добраться вечером на общественном транспорте даже до вокзала, откуда в это время отправляется порядка двадцати поездов в Москву, Казань, Киров и другие города.
Удивительную картину можно наблюдать вечером в 22-23 часа в районе московского вокзала – толпы пассажиров с прибывших поездов пытаются залезть в редкие «маршрутки».
На всё это работники департамента невозмутимо заявляют, что для перевозок пассажиров в вечернее время организованы такси. Однако при этом они забывают добавить, что стоимость услуг такси в нашем городе уже догнали московские. Эту неприятную особенность вкупе с работой транспорта вечером замечают абсолютно все гости города.
Удивляет также отношение к строительству метрополитена в Нижнем Новгороде, судя по ответу оно выглядит так «будут деньги – будет метро, не будет денег не будет метро». Однако метро в многомиллионном городе является таким же жизненно важным объектом, как, к примеру, водопровод и канализация. Понятно, что строительство метрополитена недешевое удовольствие, практически неприподъемное по финансам для одного из самых крупных городов в России, однако в нижегородском метро не проводятся мероприятия, которые не требуют значительных денежных трат, но которые могли бы разрядить сложившуюся ситуацию с транспортом.
Метрополитен подразумевает езду с пересадками, работу в связке с наземным общественным транспортом, однако в нашем городе никаких работ в этом направлении не ведется: отсутствуют как удобные пересадочные маршруты, так и проездные билеты, позволяющие пассажирам платить не за посадку, а за поездку.
Нам остается непонятен ответ по поводу недостаточного количества машин для выпуска троллейбусов на маршруты, к примеру, сормовского направления. В начале письма идет информация о капитальном ремонте 20 троллейбусов и закупке 40 машин, неужели из этого количества не нашлось дополнительно 5-6 машин для нормального обеспечения сормовских маршрутов троллейбусов 5,7,8? В то же время в письме сообщается о запуске 25 троллейбусного маршрута Московский вокзал – поселок Сортировочный, так значит были средства и машины для пуска этого маршрута?
Не рассматривается также вариант изменения маршрута 8го троллейбуса через Московский вокзал, а также перенос троллейбусной остановки возле гордеевского рынка ближе к остановке трамваев, автобусов и маршрутных такси, для обеспечения более удобной пересадки.
Мы настаиваем на том, что снятие линии по проспекту Ленина легкомысленное и ничем не оправданное. В Нижегородском метро, к счастью, пока не случалось серьезных инцидентов связанных с остановкой движения, однако такие ситуации реальны. Реальной замены метрополитену у города нет, ей бы мог стать трамвай, однако администрация города даже не рассматривала варианты обхода проблемных участков, укладки антивибрационных путей и прочих путей решения проблемы. Снести пути – звучит как приговор.